Шрифт: Arial Times
Размер: A A A
Интервал: AA AA AA
Цвета: Ц Ц Ц Ц Ц

23 сентября 2019, понедельник

Версия сайта для слабовидящих Основная
версия сайта

Меню

В 2013 г. министерством реализованы 3 программы: Развития малого и среднего предпринимательства; Развития туризма; Сохранения и развития художественных промыслов. Отчет министра Дениса Лабузы о работе министерства в 2013 г.

В 2013 г. министерством реализованы 3 программы: программа развития малого и среднего предпр., программа развития туризма и программа сохранения и развития худ. промыслов. Отчет министра поддержки и развития малого предпр. о работе министерства в 2013г.

Доклад министра поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг

Нижегородской области Д.И.Лабузы на коллегию 18.02.2014 г.

Слайд 1

Добрый день, уважаемый Евгений Борисович, уважаемые коллеги! В 2013 году министерством реализованы 3 программы: программа развития малого и среднего предпринимательства, программа развития туризма и программа сохранения и развития художественных промыслов. Также развиваются несколько направлений работы: развитие торговли, лицензирование и государственное регулирование. В своем выступлении сегодня я остановлюсь на итогах реализации каждой из перечисленных программ.

Слайд 2

Основными направлениями программы развития малого и среднего предпринимательства являются:

- Прямая финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства;

- Поддержка муниципалитетов в развитии предпринимательства на территориях;

- Инфраструктурные проекты развития предпринимательства;

- Развитие инновационного бизнеса;

- Развитие молодежного предпринимательства;

- Развитие институтов поддержки предпринимательства.

Слайд 3

В соответствии с обозначенными Правительством приоритетами развития области, министерство уделяет особое внимание развитию предпринимательства в муниципальных районах и городских округах. В связи с этим нами уже на протяжении 5 лет реализуется мероприятие по софинансированию муниципальных программ развития предпринимательства. Если в 2012 году субсидии муниципалитетам составляли 1 млн. из средств областного и федерального бюджетов, то в 2013 году сумма субсидии была увеличена в 2,5 раза. В результате поддержка оказана 22 муниципальным районам и городским округам в сумме 55 млн. рублей за счет средств областного и федерального бюджета.

Слайд 4

Для того, чтобы предприниматели в районах ощутили реальную поддержку со стороны администраций, мы планируем в 2014 году еще вдвое увеличить объем предоставляемой субсидии муниципалитету, что составит 5 млн. рублей. В этом случае администрации муниципального образования необходимо будет предусмотреть в местном бюджете 1 млн. рублей. И тогда конкурс покажет, какой район действительно заинтересован в развитии малого предпринимательства на своей территории.

Слайд 5

Необходимо отметить, что в 2013 году при формировании критериев оценки заявок предпринимателей, претендующих на получение государственной поддержки, были выделены следующие показатели:

- Дотационность района, в котором зарегистрирован потенциальный получатель поддержки;

- Соответствие деятельности предприятия приоритетным отраслям, указанным в Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года;

- Участие предпринимательского проекта в программе производительных сил муниципального образования.

Итогом этой работы стало то, что доля получателей финансовой поддержки значительно сместилась в сторону числа предпринимателей, зарегистрированных в районах и городских округах Нижегородской области, и составляет 88% от общего числа. Это еще раз подтверждает, что мы движемся в направлении реализации приоритетов, поставленных перед нами Правительством по развитию предпринимательства в муниципальных районах.
         Слайд 6

В продолжение доклада о финансовых мерах господдержки, реализованных министерством в 2013 году, хочу отметить, что мы даем возможность предприятию развиваться на каждом этапе его становления:

- мы предоставляем гранты в размере до 300 тыс. рублей, когда предприятие находится вначале своего развития;

- мы компенсируем затраты на приобретение оборудования в размере до 2 млн. рублей для лизинговых платежей и до 3 млн. рублей на фактическое приобретение оборудования, когда предприятие уже окрепло и ему необходимы средства на модернизацию производственных мощностей;

- подведомственное нашему министерству «Агентство по развитию системы гарантий для субъектов малого предпринимательства» также готово оказать поддержку предпринимателю на каждом этапе: предоставить микрозайм под 9,5 % годовых или обеспечить залогом для получения крупного кредита в банке до 35 млн. рублей.

Слайд 7

В результате реализации указанных мероприятий финансовую поддержку получили 903 субъекта малого и среднего предпринимательства на общую сумму 957 млн. руб., в т.ч.:

- выдано 679 субсидий на сумму 382 млн.рублей,

- выдано 94 поручительства на сумму 505 млн. рублей (с начала деятельности Гарантийного фонда выдано более 500 поручительств на сумму 1, 4 млрд. рублей).

- выдано 130 микрозаймов на сумму более 71 млн. рублей.

Слайд 8

Хотелось бы отметить, что потребность предпринимателей в финансовых инструментах поддержки ежегодно увеличивается, их информированность о мерах, предоставляемых Правительством Нижегородской области, растет. В 2013 году суммарное количество заявок на финансовую поддержку составило уже более 1400, что на 35 % больше чем в 2012 году. В этой связи мы должны если не увеличить, то хотя бы сохранить объемы предоставляемой поддержки предпринимательству. Для этого в 2014 году необходимо увеличить бюджет подпрограммы «Развитие предпринимательства в Нижегородской области» на 60 млн. рублей. Это при условии сохранения уровня софинансирования и лимитов федеральных средств на поддержку предпринимательства в Нижегородской области, что позволит привлечь дополнительно 400 млн. рублей федеральных средств.

Слайд 9

Дальше хотелось бы остановиться на инфраструктурных проектах министерства.

В области действуют 41 организация, образующая инфраструктуру поддержки предпринимательства – это дома малого бизнеса, фонды и центры поддержки предпринимательства. Они являются теми центрами, куда предприниматели могут обратиться за квалифицированной помощью, в том числе, в подготовке документации на получение субсидий. Также министерством на базе данных объектов создана система «единого окна», куда предприниматели могут обратиться за оформлением лицензий и подачи деклараций о реализации подакцизных товаров в электронном виде, тем самым, исключая необходимость предпринимателям ехать в Нижний Новгород.

Слайд 10

На сегодняшний день в области действует уже 8 бизнес-инкубаторов: в Тоншаево, Заволжье, Дзержинске, Павлово, в том числе в 2013 году введены в эксплуатацию бизнес-инкубаторы в городских округах Выкса и Бор.

Количество резидентов всех действующих на данный момент бизнес-инкубаторов составляет 89, что в 1,5 раза больше чем в 2012 году. Рост этого показателя свидетельствует о высокой потребности в данных объектах в области.

Бизнес-инкубаторы выполняют роль главных инструментов в создании и развитии предпринимательства именно в тех отраслях, в развитии которых заинтересован район. Именно поэтому создание таких объектов очень важно для Нижегородской области.

Слайд 11

В результате консультаций с представителями Минэкономразвития РФ получена информация о возможном изменении приоритетов и правил предоставления субсидий субъектам Российской Федерации на поддержку предпринимательства. В связи с этим мы считаем необходимым максимально использовать те ресурсы, которые предоставляет Федерация сегодня, в том числе на создание инфраструктуры поддержки предпринимательства. Мы планируем в этом году начать работу по созданию производственных и сельскохозяйственных бизнес-инкубаторов в Красных Баках, в Лысково, в Кстово и в Дзержинске. Предварительные обсуждения с главами уже проведены. Учитывая опыт создания бизнес-инкубаторов мы можем сказать, что стоимость строительства подобного объекта составляет 70-80 млн. рублей, из которых 7,5 млн. рублей должны составлять средства из муниципального и 7,5 млн. рублей из областного бюджета.

К данной работе также хочется привлечь другие органы исполнительной власти, в частности министерство сельского хозяйства в создании сети бизнес-инкубаторов сельскохозяйственной направленности.

Слайд 12

Ответственным координатором работы бизнес-инкубаторов и домов малого бизнеса в области является Нижегородский инновационный бизнес-инкубатор Клевер, который с 2012 года включает в себя также бизнес-инкубатор в сфере высоких технологий.

В этой связи хотелось бы более подробно рассказать о развитии инновационного бизнеса в Нижегородской области как основном направлении работы бизнес-инкубатора Клевер.

Слайд 13

В 2013 году количество компаний резидентов бизнес-инкубатора увеличилось и составило 33 компании.

Объем продаж компаний резидентов за 2013 год увеличился на 63,2% по сравнению с аналогичным периодом 2012 года и составил 60,9 млн.руб.

Объем налоговых отчислений в бюджетные фонды Нижегородской области компаний резидентов за 2013 год увеличился более чем на 70% по сравнению с аналогичным периодом 2012 года и составил почти 3 млн.руб.

Бизнес-инкубатор Клевер в минувшем году приобрел статус регионального партнера IT-кластера Фонда «Сколково». В рамках соглашения, подписанного 2 декабря 2013 года, стороны будут взаимодействовать по развитию инновационного предпринимательства в Нижегородской области.

Созданный совместно с Нижегородской ассоциацией промышленников и предпринимателей в 2012 году региональный центр производственной субконтрактации и аутсорсинга позволяет сформировать единую базу данных о возможностях, потребностях, проблемах и задачах крупных промышленных предприятий, ВУЗов, НИИ, малых и средних инновационных и производственных компаний. Все это выполнено в формате интернет-портала, информация на котором четко структурирована и позволяет региональным разработчикам, производителям и потребителям найти друг друга.

За период работы Центра была сформирована база данных, которая содержит информацию о более чем четырехстах (400) предприятиях Нижегородской области.

Благодаря деятельности Центра было заключено 3 крупных производственных контракта между представителями малого бизнеса и крупными промышленными предприятиями региона:

- подписано соглашение о сотрудничестве компании-резидента бизнес-инкубатора ООО «Медтех» с НПП «Прима» о производстве серийного специализированного медицинского прибора, предназначенного для коагуляции кровоточащих поверхностей, а также для одномоментного удаления опухолей;

- подписано соглашение о поставке индивидуальной упаковки между ЗАО «Нижегородский гофрокартонный завод» и ООО «Торговый Дом СОЛЛЕРС»;

- подписано соглашение на оказание услуг по механической обработке между компанией-резидентом бизнес-инкубатора CLEVER ООО «ТДМ-4» и ФГУП «ФНПЦ НИИИС им.Ю.Е.Седакова».

Слайд 14

Таким образом, мы перешли к результатам работы по развитию инноваций в области, чему министерство предпринимательства уделяет особое внимание.

К финансовой поддержке в данном направлении относятся субсидирование затрат действующих инновационных компаний (в 2013 году поддержка оказана 20 компаниям) и гранты начинающим инновационным компаниям (в 2013 году поддержка оказана 23 компаниям). В постоянном режиме мы совершенствуем систему выдачи субсидий. Так, с 2013 года, одним из обязательных требований к получателям поддержки в инновационной сфере является наличие патента на производимую инновационную продукцию или услугу. Это, несомненно, должно исключить спекуляции недобросовестных лиц, желающих получить бюджетные средства.

Отдельно хочется отметить, что министерством в 2013 году проведена значительная работа по созданию Саровского инновационного кластера.

Разработана Региональная программа поддержки развития Саровского инновационного кластера, включающая в себя мероприятия по поддержке организаций-участников кластера.

На настоящий момент общее количество участников Саровского инновационного кластера составляет 29 компаний.

Основные сферы деятельности предприятий-участников кластера – это исследования, разработки и производство в области информационных технологий, в том числе суперкомпьютерные технологии и моделирование сложных физических процессов, новых материалов, новой энергетики, научного и промышленного приборостроения, автоматических систем управления технологическими процессами.

Министерством проведена работа по привлечению средств на реализацию мероприятия по созданию кластера, благодаря чему из средств областного и федерального бюджета в 2013 году направлено более 60 млн. рублей. Для координации деятельности участников кластера министерством создан «Центр Саровского инновационного кластера», на базе которого будет создан инжиниринговый центр.

В 2013 году созданный министерством Венчурный Фонд стал примером для Фондов в других регионах страны. Разработанная и используемая Фондом модель соинвестирования посевных проектов получила признание экспертов и была рекомендована к внедрению другими региональными фондами, созданными по программе Минэкономразвития России.

Слайд 15

Хотелось бы акцентировать Ваше внимание на том, что нами совместно с Федеральным Агентством по делам молодежи реализуется программа «Ты – предприниматель!».

Ключевым мероприятием программы является Молодёжный бизнес-форум «Поволжье», который стал в 2013 году международным и в котором приняли участие более 500 человек. Ежегодно реализуется образовательная программа «Школа молодого предпринимателя», в рамках которой проходят обучение около 1000 студентов; организованный совместно с министерством образования областной конкурс молодежных инновационных команд («РОСТ»), «Олимпиада по основам предпринимательства» для учащихся старших классов общеобразовательных учреждений Нижегородской области.

Все мероприятия программы направлены, в первую очередь, на выявление предпринимательских способностей у молодежи и поддержку их начинаний.

Все участники программы «Ты – предприниматель!» в Нижегородской области имеют возможность в приоритетном порядке получить грант на открытие своего дела в размере 300 000 рублей.

Сейчас мы можем с уверенностью сказать, что в систему мероприятий по развитию молодежного предпринимательства вовлечены более 3 тысяч молодых людей.

На данный момент мы ждем от Росмолодежи утвержденные приоритетные направления для создания Плана развития молодежного предпринимательства Нижегородской области в 2014 году.

Слайд 16

Мы всегда со своей стороны понимали, что органы государственной власти должны быть открытыми перед предпринимательским сообществом, что государство должно слышать проблемы и потребности предпринимателей.

Поэтому мы активно взаимодействуем с общественными организациями, объединяющими предпринимателей, что является одним из важнейших направлений нашей деятельности. Нами выстроены конструктивные партнерские отношения с Торгово-промышленной палатой, ассоциацией промышленников и предпринимателей, «Деловой Россией», «Опорой России», «Нижегородским женским союзом».

Тем не менее, проблема административных барьеров остается.

В 2013 году министерством предпринимательства проведена работа по созданию института Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Нижегородской области и подготовке соответствующего законопроекта. Данный закон был принят Законодательным Собранием в ноябре 2013 года. На должность Уполномоченного был назначен П.М.Солодкий.

Законом закреплены основные задачи Уполномоченного, такие как защита прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, содействие восстановлению нарушенных прав и охраняемых законом интересов.

Для обеспечения деятельности Уполномоченного организована работа по созданию специальной общественной приемной, которая начнет оказывать квалифицированную юридическую помощь предпринимателям в самое ближайшее время. На финансирование указанных консультационных услуг предусмотрено 10 млн. рублей, 8 из которых были привлечены министерством из федерального бюджета.

Теперь я бы хотел перейти к вопросу реализации государственной политики в сфере туризма.

Слайд 17

В 2013 году государственная политика по развитию туризма в регионе осуществлялась в рамках областной программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Нижегородской области в 2012-2016 годах».

Продолжалась работа по формированию в регионе конкурентоспособной туристской индустрии. Акцент был сделан на государственной финансовой поддержке инвесторов, реализующих проекты в сфере туризма, маркетинге нижегородского туристского продукта и информационном обеспечении отрасли.

Слайд 18

Объем финансирования мероприятий Программы из областного бюджета в прошлом году составил 21 млн. 714 тыс. рублей, из федерального бюджета - 3 млн. 600 тыс. рублей.

Для стимулирования притока инвестиций на развитие туриндустрии региона осуществлялась государственная поддержка десяти инвестиционных проектов в форме возмещения части процентной ставки по кредитам. Всего на финансовую поддержку в 2013 году из областного бюджета направлено 12,5 млн. руб. Господдержка оказана по проектам строительства и реконструкции гостиниц и других средств размещения, на приобретение туристских автобусов и строительство теплохода. Повышение эффективности проводимой работы возможно при более тесном взаимодействии с министерством инвестиционной политики Нижегородской области. Особенно в области развития гостиничной инфраструктуры.

Слайд 19

16 июня 2013 года в рамках международного фестиваля народных художественных промыслов «Золотая Хохлома» открыт Музей народного быта в Семёнове, где, в том числе представлена уникальная коллекция семеновских ложек.

Слайд 20

Реализация мероприятий  программы по предварительным оценкам позволила увеличить туристский поток в регион почти на 5%, что отразилось в том числе и на росте объема услуг по отрасли «туризм».

В 2013 году отмечен рост числа посетителей музейно-туристских центров «Золотая хохлома» в Семенове и «Город мастеров» в Городце более чем на 30%.

Слайд 21

Для решения задачи по формированию комфортной информационной среды для гостей и жителей региона с 2012 года осуществляет свою деятельность Нижегородский туристско-информационный центр.

В 2013 году Туристским информационным центром принято участие и проведены презентации туристского потенциала региона на 6 международных туристских выставках, в том числе: «Интурмаркет», «МИТТ», «MИТФ», «Отдых» в Москве, «Инветекс» в Санкт-Петербурге, «WTM» в Лондоне. По итогам подписаны семь соглашений о сотрудничестве, в том числе с британским, сербским и болгарским туристскими центрами.

Презентация туристского потенциала Нижегородской области прошла в рамках I Международного автокаравана «Великая Волга». Нижегородский туристский информационный центр выступил соучредителем Российской Ассоциации туристских информационных центров.

В сфере туризма нам бы хотелось активизировать взаимодействие со структурными подразделениями Правительства Нижегородской области в ряде направлений:

- формирование туристских кластеров, где могут быть задействованы самые разные ресурсы, например, природные минеральные воды и грязи; либо развитие транспортной инфраструктуры, влекущее за собой необходимость создания туристской инфраструктуры и пр. и так далее;

- подготовка кадров для отрасли туризм и сопутствующих отраслей. В данный момент министерство прорабатывает вопрос создания Ресурсного центра по подготовке кадров к чемпионату мира по футболу;

- развитие инфраструктуры круизного, делового, культурно-познавательного, экологического и лечебного туризма требует эффективного линейного взаимодействия как между министерствами, так и между органами местного самоуправления.

С этой целью министерством готовится проект положения о Координационном совете по туризму при Губернаторе Нижегородской области, который в ближайшее время будет направлен Вам на согласование.

Далее позвольте ознакомить тенденциями развития отрасли народных художественных промыслов Нижегородской области.

Слайд 22

Отрасль народных художественных промыслов Нижегородской области представлена 50 субъектами, в т.ч. 25 предприятиями и 25 индивидуальными предпринимателями. В регионе определено 26 мест бытования народных художественных промыслов.

Слайд 23

В 2013 году действовала областная целевая программа «Сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов Нижегородской области в 2012-2014 годах», в 2014 году она вошла в состав госпрограммы «Развитие предпринимательства и туризма Нижегородской области на 2014-2016 годы».

         В 2013 году бюджет программы составил около 6,2 млн. рублей.

Финансовая поддержка субъектам НХП оказана на сумму около 4 млн. рублей, на маркетинговую поддержку было выделено 2 млн. рублей, на мероприятия, связанные с присвоением звания «Заслуженный мастер НХП Нижегородской области» – 114 тыс. рублей.

Безусловно, этих средств недостаточно, поэтому мы обращаемся к министерствам и департаментам с просьбой предусмотреть в бюджетах на 2014 год и последующие годы закупку изделий народных художественных промыслов у наших предприятий и индивидуальных предпринимателей, вошедших в перечень. По новому 44-му закону о закупках возможно осуществлять простой запрос предложений, минуя конкурсные и аукционные процедуры. Вы также можете запросить у нас образца паспортов продукции и закупить изделия по образцам.

Слайд 24

Основным средством продвижения НХП является участие предприятий в выставках – как российских, так и зарубежных. В 2013 году предприятия НХП области за счет средств областного и федерального бюджетов приняли участие в 4 российских и 1 зарубежной выставках.

Это стало возможно в том числе благодаря тому, что министерством было привлечено 4 млн. руб. по линии Минэкономразвития на маркетинговые мероприятия.

Предприятия посетили выставки «Ладья. Весенняя фантазия-2013», «Ладья. Зимняя сказка-2013», «Новогодний подарок» в Нижнем Новгороде, выставка НХП в рамках фестиваля «Секреты мастеров» и выставку народных промыслов в Вене (Австрия).

Необходимо ответить, что регион достиг высоких результатов в конкурсной программе выставки «Ладья». Коллективная экспозиция НХП Нижегородской области заняла I место в номинации «За лучшее оформление региональной художественной экспозиции». Ордена Почета ЗАО «Хохломская роспись» заняло II место в номинации «За лучшую художественную экспозицию промысла», ЗАО фабрика «Городецкая роспись» заняла III место в номинации «За лучшую художественную экспозицию промысла».

Также в 2013 году субъекты малого и среднего предпринимательства приняли участие в 5 фестивалях НХП.

Слайд 25

В рамках программы предприятиям НХП была оказана финансовая поддержка на сумму более 3 млн. руб.

В 2014 году на финансовую поддержку предприятий НХП средств предусмотрен тот же объем средств, что и в 2013 году.

В целях сохранения трудовых ресурсов предприятий НХП Правительством и Законодательным Собранием области утверждены пять мастеров и художников НХП на звание «Заслуженный мастер НХП Нижегородской области».

Также стоит отметить, что в рамках областной целевой программы «Меры социальной поддержки молодых специалистов Нижегородской области на 2011 – 2023 годы», реализуемой министерством социальной политики Нижегородской области, ключи от квартир получили три молодых специалиста ЗАО «Хохломская роспись». Этот вид поддержки остается одним из самых актуальных и совместно с Минобразования и минсоцполитики необходимо предусмотреть его и в последующих программах.

Слайд 26

Общий объем реализации продукции НХП в 2013 году составил 770 млн. руб., объем экспорта – 17 млн. руб.

Предприятиями НХП перечислено налогов и сборов в консолидированный бюджет более 60 млн. рублей. Отмечается рост налоговых поступлений во внебюджетные фонды - 131% к уровню прошлого года (74,9 млн. рублей). Размер средней заработной платы увеличился на 23% и составил 13,5 тыс. рублей.

Слайд 27

Стоит также отметить ряд достижений в отрасли НХП.

Пять предприятий НХП в 2013 году приняли более 42 тыс. туристов. Наибольшее количество туристов посетило ООО «Фабрика стеклянных елочных украшений «Ариель» - около 29 тыс. человек. Этот показатель достигнут, в том числе благодаря тому, что в 2013 году предприятие открыло Музей елочной игрушки, делающий посещение предприятия особенно интересным.

ЗАО «Хохломская роспись» и «Павловский завод художественных металлоизделий им.Кирова» получили право на реализацию своих изделий с символикой «Сочи-2014».

Открыт специализированный магазин НХП «Нижегородский сувенир» на улице Большой Покровской в центре Н.Новгорода.

Возрожден старинный промысел – изготовление чернолощеной керамики в Б.Болдино.

Теперь перейдем к вопросам развития торговли.

Торговля является одной из важнейших бюджетообразующих отраслей, а также точкой роста для экономики, как Нижегородской области, так и страны в целом. В торговле, как ни в одной из других отраслей экономики области наблюдается высокая конкуренция, предпринимательская и инвестиционная активность.

Слайд 28

Основным показателем, характеризующим данную отрасль, является оборот розничной торговли. За последние 5 лет он увеличился почти в 2 раза.

Растет и оборот розничной торговли на душу населения в Нижегородской области - с 94 тысяч рублей на человека в 2009 году до 164 в 2013.

Рост данного показателя обусловлен развитой инфраструктурой торговли в Нижегородской области, которая представлена различными форматами: сетевыми магазинами, магазинами формата «у дома», розничными рынками, объектами нестационарной торговли.

Однако следует констатировать, что в отрасли существует ряд проблем.

Слайд 29

В последние годы в Нижегородской области наблюдается устойчивая переориентация населения на покупку товаров в магазинах. Если в начале 2009 года продажа на рынках составляла 10% от оборота розничной торговли, то в 2013 году это только 6%.

Сегодня на нижегородских рынках реализуется в основном сельхозпродукция и недорогие товары с минимальным уровнем торговой надбавки. Зачастую в отдаленных районах области торговля осуществляется 1-2 раза в неделю. Это делает рынки низко рентабельными.

Слайд 30

С вступлением с 1 января 2013 года в силу требований Федерального закона «О розничных рынках…», обязывающих управляющие компании использовать исключительно капитальные здания, строения, сооружения, количество рынков в регионе резко сократилось со 105 в
2009 году, до 33 в 2013. Сокращение произошло, в первую очередь, за счет перевода их в формат ярмарок. Так, ярмарками стали рынок «Заречный» и «Приокский» города Нижнего Новгорода, часть рынка «Центральный».

Слайд 31

В целях предотвращения формального перевода рынков в ярмарки и усиления контроля за соблюдением законодательства на них министерством утверждены новые требования к организации ярмарок, которыми:

-        установлена обязанность администраций ежегодно разрабатывать План организации ярмарок;

-        организаторы ярмарок должны разрабатывать и согласовывать с контрольно-надзорными органами схемы размещения мест. Если ярмарка сезонная и организуется в Нижнем Новгороде, то и Паспорта безопасности.

Кроме того, в 2013 году нами проведена большая работа по контролю за состоянием региональных рынков.

Обследование показало наличие на них массовых нарушений законодательства:

-    неудовлетворительное санитарно-техническое состояние рабочих мест продавцов, а также территории рынков;

-    реализация продукции с истекшим сроком годности и продукции без ветеринарных сопроводительных документов;

-    реализация контрафактной продукции;

-    отсутствие парковок и многое другое.

На прилегающих территориях ведется несанкционированная торговля.

Вопрос состояния рынков и необходимость ужесточения контроля со стороны государственных органов был озвучен нами в ходе официального визита в Нижегородскую область заместителя Министра промышленности и торговли РФ Виктора Леонидовича Евтухова, а также на заседании постоянно действующего координационного совещания по обеспечению правопорядка в Нижегородской области.

В настоящее время нами разработана дорожная карта по приведению рынков города Нижнего Новгорода в соответствие с требованиями действующего законодательства. К ее реализации привлечены администрация областного центра и контролирующие органы.

Слайд 32

Еще одна проблема, которую мы решали в 2013 году – это выработка единого подхода размещения нестационарных торговых объектов на территории города Нижнего Новгорода.

Разные подходы и цена за размещение объектов на областных и муниципальных землях на территории областного центра стали поводом для массовых обращений предпринимателей в органы исполнительной власти.

В настоящее время принципиальное решение по данному вопросу принято. Все полномочия по размещению таких объектов будут переданы администрации города Нижнего Новгорода. Необходимо, чтобы министерство государственного имущества ускорило разработку соответствующего нормативного правового акта.

Слайд 33

Также важным направлением работы стала реализация мероприятий ОЦП «Покупайте Нижегородское».

К сожалению, финансирование программы в 2013 году не было предусмотрено в бюджете области.

Поэтому свою работу мы сконцентрировали на двух направлениях. Первое - проведение совместно с администрациями муниципальных районов и городских округов выездных универсальных ярмарок «Покупайте Нижегородское». Если в 2012 году их было проведено 55, то в 2013 - 71.

Второе направление – это работа по индивидуальным обращениям товаропроизводителей.

Результатом данной работы стали заключенные договоры поставок.

Так, в 2013 году количество нижегородских поставщиков в магазины «Калинка» увеличилось на 3 компании, в «Лайм» - на 5, в «Спар» - на 6.

Хочу обратить внимание министерства сельского хозяйства, министерства промышленности – нижегородская продукция имеет высокое качество и востребована у покупателей. Вместе с тем, необходимо продолжать работать над увеличением объемов производства тех товаров, по которым самообеспеченность региона недостаточна, а также над снижением их себестоимости. Именно высокая цена производителей делает нижегородскую продукцию не конкурентоспособной.

За 5 лет с 2009 по 2013 год по другим составляющим потребительского рынка также наблюдается положительная динамика:

Слайд 34

- оборот общественного питания увеличился почти в 1,5 раза (с 14,3 до 24,6 миллиарда рублей),

- объем бытовых услуг – в 2,5 раза (с 5 до 11,7 миллиардов рублей).

Слайд 35

В 2013 году в сферах бытового обслуживания и общественного питания были проведены конкурсы, представленные на слайдах.

В сфере развития межрегионального сотрудничества - был организован выездной межрегиональный семинар-совещание с предпринимательскими структурами в Чебоксарах и Казани с участием представителей Минэкономразвития РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ.

Кроме того, с учетом работы, проводимой Нижегородской областью, в сфере развития потребительского рынка, в октябре 2013 года нас пригласили принять участие в работе Экспертного совета по вопросам развития торговой деятельности в РФ при Минпромторге России. На очередном заседании Совета, состоявшемся при участии представителей министерства, обсуждались вопросы развития торговли в малых и удаленных населенных пунктах, а также возможность установки на федеральном уровне единых правил оказания ритуальных услуг, связанных с организацией похорон.

В 2014 году основной задачей в сфере развития потребительского рынка является повышение качества оказания услуг организациями торговли и бытового облуживания Нижегородской области, посредством приведения в соответствие с законодательством розничных рынков, упорядочения ярмарок, ликвидации несанкционированной торговли, выработки единых правил оказания ритуальных услуг на территории Нижегородской области.

Далее я бы хотел перейти к итогам работы управления лицензирования и государственного регулирования в 2013 году

В 2013 году в рамках законодательства и закрепленных полномочий министерством осуществлялся комплекс мер, направленных на стабилизацию производственной деятельности региональных спиртовых, ликероводочных и пивоваренных предприятий и решение основных проблем на алкогольном рынке.

Слайд 36

За прошедший год 11 предприятий алкогольной отрасли произвели подакцизной продукции в объеме 37 миллионов 61 тысячу декалитров. Основные бюджетообразующие показатели производства выполнены на 117%. По сравнению с 2012 годом, объемы производства сократились на 3%. Основные причины, оказавшие влияние на снижение объемных показателей производства, заключаются в ужесточении требований к участникам алкогольного рынка в рамках федерального законодательства, и реализации комплексных мер, принятых государством для снижения алкоголизации населения.

В целях выполнения основных показателей деятельности в курируемых отраслях министерство обеспечивало взаимодействие с руководителями спиртовых, ликероводочных и пивоваренных предприятий, а также принимало меры для расширения ассортимента и увеличения объемов продажи произведенной продукции на региональном рынке и за его пределами. Также министерство проводило на постоянной основе мониторинг в предприятиях розничной торговли городов и районов области, осуществляло взаимодействие с региональными и федеральными розничными сетевыми компаниями и организациями оптовой торговли, установило взаимодействие с Рабочей группой депутатов Государственной Думы ФС РФ «По поддержке отечественного регионального производителя» для решения вопросов, связанных с размещением продукции нижегородских производителей в гипермаркетах федеральных сетевых компаний, находящихся на территориях других регионов России.

Слайд 37

Проведенная работа способствовала местным предприятиям алкогольной отрасли повысить конкурентоспособность выпускаемой продукции на региональном рынке и расширить рынок сбыта за пределами Нижегородской области. В 2013 году поставка продукции осуществлялась в 73 региона Российской Федерации и зарубежные страны - Азербайджан, Абхазию, Армению, Грузию, Казахстан, Украину, Латвию, Вьетнам, Германию, Израиль, Монголию, США.

Среди значимых направлений деятельности министерства следует выделить лицензирование и контроль розничной продажи алкогольной продукции и оборота лома черных и цветных металлов.

В настоящее время на территории Нижегородской области деятельность по розничной продаже алкогольной продукции осуществляют 2572 организации на 7633 торговых объектах; по обороту лома черных и цветных металлов 154 организации на 282 объектах.

За прошедший год министерством рассмотрено более 3 тысяч заявлений по вопросам лицензирования, обследовано 2100 торговых и производственных объектов, выдано 1700 лицензий, продлены сроки действия 1165 лицензий.

В результате предоставления государственных услуг по лицензированию в доходную часть областного бюджета поступило 107 миллионов 800 тысяч рублей государственной пошлины, с увеличением на 29,5% от запланированных значений.

В рамках выполнения Указа Президента России от 7 мая 2012 года №601 с целью снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг с марта 2013 года в министерстве функционирует программное обеспечение, позволяющее предоставлять государственную услугу по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции в электронном виде. В результате чего сократилось число обращений заявителей в лицензирующий орган вдвое, время ожидания заявителя в очереди - до 15 минут. Кроме того, министерством установлено электронное межведомственное взаимодействие с Федеральной налоговой службой и Росалкогольрегулированием. Осуществление данных мероприятий позволило сократить сроки рассмотрения заявлений до 20 дней.

В 2014 году для оперативного обмена информацией и повышения эффективности предоставления государственных услуг министерством планируется установить межведомственное взаимодействие в электронном виде с Росреестром и Управлением федерального Казначейства, ввести в работу программное обеспечение для предоставления услуги по лицензированию оборота лома черных и цветных металлов в электронной форме.

 В целях недопущения нарушений законодательства в сфере розничной продажи алкогольной продукции и информирования предпринимателей об использовании возможности лицензирования в электронном виде министерством на постоянной основе проводятся выездные совещания в городах и районах области с участием предпринимательских структур и представителей органов местного самоуправления.

В рамках полномочий министерство осуществляет прием деклараций об объемах розничной продажи алкогольной продукции, пива и пивных напитков, проводит проверки соблюдения лицензионных требований и условий. В 2013 году проведено более 1000 контрольных мероприятий, по результатам которых вынесено 246 предписаний, приостановлено действие лицензий 45 юридических лиц, составлено 16 протоколов об административных правонарушениях, аннулировано 13 лицензий.

В связи с наличием нелегального оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции и в целях повышения результативности контроля министерством разработана «дорожная карта» по борьбе с незаконной деятельностью на алкогольной рынке, установлено конструктивное сотрудничество с правоохранительными органами, заключено соглашение о взаимодействии с ГУ МВД РФ по Нижегородской области.

В 2013 году регулярно проводились совместные рейдовые мероприятия с правоохранительными органами.

Фильм

 Слайд 38

Проведенные мероприятия способствовали вытеснению некачественной и фальсифицированной алкогольной продукции, что позволило обеспечить стабильную работу местных предприятий алкогольной отрасли и перечислить в бюджет области акцизных налогов в сумме 6 миллиардов 567 миллионов рублей. По сравнению с 2012 годом поступление акцизов увеличилось на 27%.

В 2014 году министерство будет продолжать работу по оказанию содействия предприятиям алкогольной отрасли с целью выполнения в полном объеме прогнозных показателей производства этилового спирта, алкогольной продукции, пива и перечисления в доходную часть областного бюджета акцизов в сумме 7 миллиардов 425 миллионов рублей, осуществлять комплексные мероприятия, направленные на выполнение государственной политики по регулированию деятельности в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, защиту потребительского рынка от нелегальных производителей и продавцов.

Слайд 39 (видеофильм)

Слайд 39

В 2014 году мы планируем продолжить реализацию всех вышеобозначенных направлений, и совместно с Вами улучшить условия деятельности современных Нижегородских предпринимателей.

Спасибо за внимание!


Дата публикации

28 февраля 2014, 10:49

Поделиться в соцсетях