Шрифт: Arial Times
Размер: A A A
Интервал: AA AA AA
Цвета: Ц Ц Ц Ц Ц

18 октября 2019, пятница

Версия сайта для слабовидящих Основная
версия сайта

Меню

Максим Черкасов рассказал «Деловому кварталу» об итогах развития промышленности в 2018 г.

Максим Черкасов рассказал об итогах развития промышленности в 2018 г.

Министр промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области Максим Черкасов в рамках ежегодного совещания минпрома рассказал о мерах поддержки промышленности.

Собственники, директора и топ-менеджеры нижегородских предприятий, желающие увеличить эффективность своих производств, могут пройти бесплатное обучение класса MBA по программе «Лидеры производительности». Набор уже ведется. Какую еще поддержку от государства может получить нижегородский бизнес? Об этом 26 марта в рамках ежегодного совещания минпрома в технопарке «Анкудиновка», где были подведены итоги развития промышленности региона в 2018 г., рассказал министр промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области Максим Черкасов.

Максим Валерьевич, как в целом вы оцениваете наши успехи?

— Об этом говорит показатель объема отгруженной продукции предприятий обрабатывающей промышленности. Нижегородская область стабильно входит в десятку регионов-лидеров по России и занимает второе место в ПФО.

Положительная динамика в работе промышленного комплекса, отмеченная по итогам 2017 г., в 2018 г. закрепилась. Наши предприятия продолжают развиваться: реализуют инвестиционные проекты, выполняют крупные заказы, открывают новые производства, выпускают новую продукцию и обновляют оборудование.

Какие задачи сейчас стоят перед министерством промышленности?

— Конечно, оказание всесторонней поддержки предприятиям, которые активно осваивают новые региональные и международные рынки, реализуют экспортноориентированную и импортозамещающую продукцию высокого качества. Всем, кто хочет наращивать обороты и развиваться.

22% промышленных предприятий Нижегородской области планируют получить заемное финансирование в ближайшие три месяца (это данные последнего аналитического обзора ЦБ РФ). Спрос большой, коммерческие кредиты для многих дороги. Поэтому для многих предприятий будут очень актуальны федеральные и региональные инструменты льготного кредитования.

— Например?

— Во-первых, займы федерального фонда развития промышленности. На сегодня фонд имеет в своем арсенале девять видов займов. 12 инвестпроектов уже профинансированы фондом на общую сумму 2,6 млрд руб. Это более 550 рабочих мест, в перспективе — более 4 млрд руб. налоговых поступлений. Сегодня в работе находятся еще семь заявок на общую сумму 3,8 млрд руб.

Во-вторых, совместные займы: региональный фонд развития промышленности финансирует заявки совместно с федеральным фондом в пропорции 30/70%. Уже одобрено пять заявок на предоставление совместного финансирования на общую сумму 285,2 млн руб., из этой суммы 85,6 млн. — региональные средства, а 199,6 млн. — федеральные. Общий бюджет профинансированных проектов составляет более 660 млн руб.
Сейчас в региональном фонде готовятся заявки по восьми проектам на общую сумму 232 млн руб. Общая потребность составляет порядка 1,3 млрд руб. по проектам более чем 30 компаний.

Напомню, что на базе фонда работает консультационный центр, который оказывает информационную и методологическую помощь по получению заемного финансирования по программам как регионального, так и федерального ФРП, а также по мерам господдержки.

Какие еще меры поддержки пользовались спросом в 2018 г.

— Во-первых, это компенсация процентной ставки по кредитам на инвестпроекты — 0,8 ключевой ставки по кредитам. В прошлом году такую субсидию получила 31 компания.

Во-вторых, субсидия на приобретенное оборудование. Предприятия-участники нацпроекта «Производительность труда» могут вернуть 50% от стоимости оборудования, но есть ограничение — не больше 5 млн руб. на одну организацию. Поддержкой воспользовались 17 предприятий. Учитывая, что в этом году в нацпроект по производительности войдут еще не менее 40 предприятий, мы считаем, что на эти меры поддержки потребуется увеличение финансирования.

Замечу, что с этого года участники проекта получат возможность переобучить или повысить квалификацию своих сотрудников, при этом государство компенсирует предприятиям затраты на обучение — до 60 тыс. руб. на одного сотрудника.

Расскажите чуть подробнее об этом проекте.

— Это работа в рамках национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости». В прошлом году у нас создан региональный Центр компетенции по повышению производительности труда: его главная задача — поддержка предприятий, планирующих внедрение «бережливых технологий». Результаты есть, они радуют. По оценкам работы в 2018 г. можно констатировать, что внедрение принципов и инструментов «бережливого производства» на предприятиях, участвующих в проекте, позволило повысить производительность труда от 7 до 21%.

Участники нацпроекта получают профессиональный аудит, консалтинг и обучение на бесплатной основе, доступ к дополнительным мерам финансовой поддержки, финансирование образовательных программ.

И еще важная информация. Сейчас ведется набор на бесплатное обучение класса MBA по программе «Лидеры производительности». Обучаться могут собственники, директора и топ-менеджеры предприятия. В первую очередь это касается компаний, которые участвуют или планируют принять участие в программе «Производительность труда».

Есть ли у наших предприятий возможность диалога с правительством по мерам поддержки, которых пока нет, но они очень нужны?

— Мы постоянно работаем над тем, чтобы потребности предприятий были услышаны не только внутри региона, но и на уровне федерального правительства. Напомню, например, что наш губернатор Глеб Никитин возглавляет подгруппу «Производительность труда» рабочей группы «Экономика и финансы» Госсовета РФ. Я считаю, это уникальная возможность транслировать предложения в адрес высшего руководства нашей страны.

Это реально?

— Приведу пример. В конце 2017 г. совместно с федеральным Фондом развития промышленности мы создали механизм, который позволяет учесть мнение производителя при формировании госзаказа. Подобного опыта не существовало, и весь прошлый год мы дорабатывали, корректировали, настраивали этот процесс.

Механизм простой. Заказчик перед запуском закупочной процедуры направляет свое техническое задание в наш адрес. Мы организуем его рассмотрение промышленниками по отраслевой принадлежности. Задача предприятия — рассмотреть требования заказчика с одним вопросом: можно ли, изменив ТЗ, расширить круг участников этой закупки? А дальше — мы должны будем донести предложения производителя до заказчика. Звучит просто, но за этим описанием скрываются десятки совещаний, измененных правовых актов и большое количество сотрудников правительства, вовлеченных в этот процесс.

Здесь главное, чтобы инициативу и желание взаимодействовать проявляли сами производители. Например, первой увидела потенциал этого механизма отрасль производства медицинского оборудования и инструмента (не отдельные предприятия, а целая отрасль!) Люди с головой погрузились в работу.

Есть ли уже результаты?

— Есть большая цель — развернуть рельсы госзаказа в сторону импортозамещения. Результаты, которые уже видны, можно структурировать по-разному: от финансовых, в виде долгосрочных контрактов наших производителей для региональных закупщиков, до изменения модели закупок на фундаментальном уровне.

Например, раньше производителя могли выбить из конкурентной борьбы очень просто — добавив в лот блокирующую позицию. А сейчас внедрена система попозиционной закупки: заказчик может разместить полный перечень своих потребностей в одной закупке, а несколько производителей могут дать предложения только по своей продукции, и по итогам торгов может быть несколько поставщиков.

Но многим производителям не интересен госзаказ, из-за специфики их продукции, а необходимость организовать такое взаимодействие с крупными заказчиками — есть.

— Мы организовали похожий процесс с крупным бизнесом, чтобы анализировать и обсуждать закупки с крупнейшими заказчиками страны. У нас проводятся дни поставщика: на одной площадке собираются потенциальные поставщики и заказчики. Такие мероприятия уже прошли с компаниями «СИБУР-Нефтехим», «Лукойл», «НоваВинд», «Либхер». В ближайшее время совещания пройдут с РЖД, «Транснефтью» и «Даниели Волга».

Вы сказали, что оборонный госзаказ в ближайшие годы сократится, и акцент должен быть смещен к выпуску продукции гражданского и двойного назначения. Но у нас много предприятий ОПК. Все ли они успешно справляются с этой задачей?

— Да, вопрос диверсификации для предприятий ОПК нашего региона особо острый, учитывая их количество. В целом по области, сейчас более четвертой части их продукции — это высокотехнологичная продукция гражданского и двойного назначения (26%). Это хороший показатель, по России он составил 20,7%, по ПФО — 24,1%.

На отдельных предприятиях доля выпуска гражданской продукции уже превышает показатели 2030 г., обозначенные в поручении Президента. Например, на «ОКБМ Африкантов» — 69,4%, на заводе «Красное Сормово» — 72,3%.

Но не на всех предприятиях успехи менеджмента столь же велики. Поэтому им стоит активизировать работу и по поиску своей ниши в гражданских секторах экономики, и по подготовке кадров для реализации задач по диверсификации.

Источник: «DK.Ru»:https://nn.dk.ru/news/kredity-subsidii-obuchenie-kakuyu-podderzhku-mozhet-poluchit-nizhegorodskiy-biznes-237119654

Дата публикации

5 апреля 2019, 17:22

Источник

DK.RU

Фото

Кира Мишина

Поделиться в соцсетях