Шрифт: Arial Times
Размер: A A A
Интервал: AA AA AA
Цвета: Ц Ц Ц Ц Ц

19 июня 2019, среда

Версия сайта для слабовидящих Основная
версия сайта

Меню

Проект Государственной программы «Обеспечение защиты прав потребителей в Нижегородской области»

Приложение

к постановлению Правительства

Нижегородской области

от ___________ № _______________

УТВЕРЖДЕНА

постановлением

Правительства Нижегородской области

от __________ № ___________

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

«ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ»

1. Паспорт государственной программы

ПАСПОРТ

государственной программы

«Обеспечение защиты прав потребителей

в Нижегородской области"

Государственный заказчик-координатор государственной программы

Министерство промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области
(далее — Минпромторг НО)

Соисполнители государственной программы

Нет

Подпрограммы государственной программы

Нет

Цели государственной программы

Развитие системы защиты прав потребителей в Нижегородской области, направленной на минимизацию рисков нарушения законных прав и интересов потребителей и обеспечение необходимых условий для их эффективной защиты

Задачи государственной программы

1) повышение уровня правовой и финансовой грамотности и формирование у населения навыков рационального потребительского поведения;

2) повышение доступности правовой и экспертной помощи для потребителей, в первую очередь для наиболее уязвимых категорий;

3) создание эффективной системы оперативного обмена информацией в сфере защиты прав потребителей, включая информирование потребителей о качестве предлагаемых товаров, работ и услуг;

4) систематическая оценка состояния потребительского рынка и системы защиты прав потребителей;

5) повышение уровня социальной ответственности, правовой и финансовой грамотности хозяйствующих субъектов, работающих на потребительском рынке;

6) содействие ОМСУ, общественным организациям в решении задач по защите прав потребителей;

7) развитие системы подготовки и повышения квалификации кадров, работающих в сфере защиты прав потребителей;

8) создание условий для повышения качества и безопасности реализуемых товаров, работ и услуг;

9) обеспечение защиты прав наиболее уязвимых категорий потребителей;

10) развитие институтов досудебного урегулирования споров в сфере защиты прав потребителей (в том числе, институтов медиации, омбудсмена)

Этапы и сроки реализации государственной программы

2019−2021 годы

Государственная программа «Обеспечение защиты прав потребителей в Нижегородской области» реализуется в 1 этап

Объемы бюджетных ассигнований программы за счет средств областного бюджета (в разбивке по подпрограммам)

Объем финансирования по годам (тыс. рублей)

2019

2020

2021

Всего в период реализации

6000

6020

6020

18040

Индикаторы достижения цели и показатели непосредственных результатов

№ п/п

Наименование индикатора/непосредственного результата

Ед. изм.

2021год

Государственная программа «Обеспечение защиты прав потребителей в Нижегородской области»

индикаторы

1

Количество органов и организаций, входящих в систему защиты прав потребителей, в расчете на 100 тыс. населения Нижегородской области

ед.

1,9

2

Количество муниципальных образований Нижегородской области, в которых оказываются бесплатные консультационные услуги в сфере защиты прав потребителей

ед.

47

3

Количество консультаций в сфере защиты прав потребителей на 100 тыс. человек

ед.

630

4

Количество распространенных печатных информационных материалов (буклетов, памяток, брошюр, плакатов и др.), направленных на повышение потребительской грамотности

ед.

35000

5

Количество публикаций и сообщений в средствах массовой информации, направленных на повышение потребительской грамотности

ед.

3000

6

Уровень правовой и финансовой грамотности населения в сфере защиты прав потребителей (по результатам опросов потребителей)

%

75

7

Доля удовлетворенных исков в общем количестве исков, поданных государственным органом, уполномоченным на защиту прав потребителей, в защиту неопределенного круга потребителей и (или) коллективных исков

%

82,5*

8

Доля удовлетворенных исков в общем количестве исков, поданных государственным органом, уполномоченным на защиту прав потребителей, в защиту конкретного потребителя

%

85*

9

Удельный вес продукции, реализуемой на территории Нижегородской области, не соответствующей требованиям качества и безопасности по результатам лабораторных исследований (от общего объема исследованной продукции), проводимых государственным органом, уполномоченным на защиту прав потребителей

%

0,8

10

Количество пунктов МФЦ по консультированию в сфере защиты прав потребителей

ед.

15

непосредственные результаты

1

Количество разработанных методических рекомендаций

ед.

4

2

Количество бесплатных консультаций

ед.

17010

3

Количество ОМСУ, разработавших проект муниципальных программ

ед.

26

4

Количество публикаций и сообщений в СМИ, направленных на повышение потребительской грамотности

ед.

3000

5

Количество телепередач

ед.

65 (+26)

6

Количество открытых горячих линий по вопросам защиты прав потребителей

ед.

19

7

Количество распространенных печатных информационных материалов для потребителей

ед.

17500

8

Количество мероприятий для учащихся

ед.

160

9

Количество распространенных печатных информационных материалов для хозяйствующих субъектов

ед.

17500

10

Количество семинаров для хозяйствующих субъектов

ед.

12

11

Количество опрошенных потребителей

ед.

7000

12

Удельный вес продукции, не соответствующей требованиям качества и безопасности

0,8

13

Доля оцененных обращений по защите прав потребителей

%

100

14

Количество проведенных обучающих семинаров для ОМСУ и МФЦ

ед.

4

* - в соответствии со Стратегией государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 28 августа 2017 г. № 1837-р).

2. Текстовая часть государственной программы

2.1. Характеристика текущего состояния

Государственная программа «Обеспечение защиты прав потребителей в Нижегородской области» (далее — государственная программа, Программа) разработана в соответствии с подпунктом «б» пункта 7 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации от 18 апреля 2017 г.
№ Пр-1004ГС и направлена на развитие эффективной системы защиты прав потребителей в Нижегородской области и снижение социальной напряженности на потребительском рынке.

Программа также направлена на выполнение задач, определенных
Законом Российской Федерации от 7 декабря 1992 г. № 2300−1 «О защите
прав потребителей», распоряжением Правительства Российской Федерации
от 28 августа 2017 г. № 1837-р «Об утверждении Стратегии государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей», методическими рекомендациями по разработке и реализации региональных программ по обеспечению прав потребителей, разработанных Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

В Программе определены конкретные задачи по организации защиты прав потребителей, обозначена роль всех составляющих системы защиты прав потребителей в их решении, спрогнозированы результаты и влияние реализации запланированных мероприятий на положение потребителей.

Вопросы защиты прав потребителей и усиления социальных гарантий, государственного контроля в области защиты прав потребителей являются целью стратегического развития России, в основе которой лежит достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, с привлекательным образом жизни, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан.

Уполномоченным территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, осуществляющим функции по контролю и по надзору в сфере обеспечения защиты прав потребителей на потребительском рынке области (федеральный государственный надзор, рассмотрение обращений граждан, судебная защита потребителей, мероприятия, направленные на профилактику правонарушений, а также формирование государственного информационного ресурса) является Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области (далее — Управление Роспотребнадзора по Нижегородской области).

Динамика поступающих обращений свидетельствует об увеличении потребности граждан в защите их прав. С 2005 года по настоящее время количество обращений граждан, поступивших только в Управление Роспотребнадзора по Нижегородской области увеличилось почти в 10 раз
(в 2005 году — 901, в 2010 году — 2606, в 2011 году — 4364, в 2012 году — 5780, в 2013 году — 7583, в 2014 году — 9719, в 2015 году — 8960, в 2016 году — 8595, в 2017 году — 8537).

В 2017 году по сравнению с 2016 годом рост обращений в сфере торговли дистанционным способом торговли составил 19%, торговли по образцам — 2,4%, при оказании услуг бытового обслуживания — 11,1%, техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств — 4,2%, гостиничным услугам — в 2,3 раза, туристским услугам — 5,1%, услугам связи — 52%
(по подвижной связи — 98%, по передаче данных — в 2,2 раза, по телематической связи — 43,7%), долевому строительству — 46,9%, платёжным агентам — 10,7%, жилищно-коммунальным услугам — 9,3%, платным медицинским услугам — 6,5%, прочим видам деятельности — 5,9%.

Вместе с тем, снизилось количество обращений на следующие виды услуг: общественное питание — 50,5%, банковская деятельность — 49%, деятельность на финансовом рынке — 48%, из них страховая деятельность — 42%, микрофинансовая деятельность — 37%, риэлторская деятельность — на 36%, транспортные услуги — 29,8%, платные образовательные услуги — 7%, розничная торговля — 6,7%.

В 2017 году выявлено 4288 нарушений нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в сфере защиты прав потребителей, что на 9,7% больше чем в 2016 году — 3908 нарушений. Следует отметить рост (на 55,7%) нарушений требований, установленных техническими регламентами Таможенного союза. Удельный вес проверок, по результатам которых, были выявлены нарушения от общего количества проведённых проверок составил 66,5% (в 2016 году — 61,4%). Число нарушений обязательных требований потребительского законодательства в Нижегородской области в расчете
на 1 проверку в 2017 году составило 2,7 (в 2016 году — 1,8; в 2015 году — 2,53; в 2014 году — 2,07; в 2013 году — 0,61), что свидетельствует о повышении эффективности надзора.

По фактам нарушений выдано 335 предписаний, вынесено 1376 представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, что на 8,6% больше в сравнении с 2016 годом — 1267. Составлено 2300 протоколов об административных правонарушениях (в 2016 году — 2367). Вынесено 2331 постановление о назначении административного наказания (в 2016 году — 2670), из них предупреждений — 615 или 26,4% (в 2016 году — 417 или 15,6%), административных штрафов — 1716 (73,6%) в 2016 году — 2253 (84,5%). Общая сумма наложенных административных штрафов составила 9936,8 тыс.рублей.

В рамках осуществления правозащитной деятельности в 2017 году было подготовлено и подано 118 исков по защите прав потребителей (в 2016 году — 79, рост — 49,4%), в том числе 4 в защиту неопределенного круга лиц, 113 — в защиту конкретного потребителя, 1 — иск в защиту группы потребителей.

В соответствии с взаимосвязанными положениями ч.1ст.47 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и п. 3 ст.40 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» Управление Роспотребнадзора по Нижегородской области, как уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей, привлекалось судом к участию в 187 судебных процессах для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей, из них по 183 поданным заключениям судами вынесены решения в пользу потребителей, эффективность судебной защиты составила — 97,9% (в 2016 году — 97,8%, в 2015 году — 97,0%).

В результате участия Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области в судебной защите потребителям присуждено денежных средств в сумме 15 млн. 715 тыс. рублей, в том числе компенсация морального вреда составила 853 тыс.рублей.

В целях организации межведомственного взаимодействия Роспотребнадзора по Нижегородской области по вопросам защиты прав потребителей проводятся совещания, «круглые» столы, рабочие встречи, семинары с органами исполнительной власти и местного самоуправления, направляется в прокуратуру Нижегородской области, ГУ МВД России по Нижегородской области, надзорные и органы исполнительной власти по государственному контролю информация об итогах контрольно-надзорной деятельности по профильному направлению деятельности за истекший год.

Правоприменительная практика показала, что большинство нарушений прав потребителей устраняется путем консультирования потребителей, оказания помощи в подготовке претензий и исковых заявлений. Такая работа способствует высокой степени оперативности рассмотрения обращений потребителей, что не может быть обеспечено контрольно-надзорными органами в силу детального урегулирования законодательными актами полномочий по проведению надзорных мероприятий.

Регулярно проводится тематическое консультирование потребителей по вопросам соблюдения прав потребителей при оказании финансовых услуг по телефонам «горячих линий». В работе горячих линий принимают участие и специалисты консультационного центра и консультационных пунктов ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Нижегородской области. По вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения
в 2017 году проведено 97 «горячих» линий. По вопросам защиты прав потребителей — 151.

В рамках информирования и консультирования потребителей проводятся мероприятия, приуроченные к празднованию Всемирного дня защиты прав потребителей. В 2017 году организовано и проведено 110 лекционных занятий в учебных заведениях на тему: «Сделаем цифровые рынки справедливыми и честными»", в которых приняли участие 6581 школьников и студентов. Специалисты Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области дано
5 интервью на телевидении и принято участие в 5 радиоэфирах, подготовлено 72 статьи с газеты, проведено 17 совещаний, «круглых» столов, принято участие в межведомственных комиссиях. В ходе проведения лекций проводилось анкетирование респондентов.

Ежегодно Управление Роспотребнадзора по Нижегородской области принимает активное участие в проекте: «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». В 2016—2017 годах было распространено порядка
154 000 единиц печатной продукции — плакаты, буклеты, брошюры с информацией по повышению уровня финансовой грамотности, в 2018 году в рамках вышеуказанного проекта поступило ещё 25000 единиц буклетов.

В 2016 году начал работу Государственный информационный ресурс в сфере защиты прав потребителей, который состоит из 9 модулей (ГИС ЗПП). Оператором модулей ГИС ЗПП на федеральном уровне является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, на региональном уровне — Управление Роспотребнадзора по Нижегородской области.

По итогам работы в систему ГИС ЗПП внесено 223 уведомления по результатам проверок проведенных в области защиты прав потребителей, в которых выявлено не соответствие требованиям нормативных документов. По материалам проверок к продавцам, поставщикам, изготовителям нестандартной продукции применены меры административного воздействия в рамках КоАП РФ. Всего в «Виртуальную приёмную» поступило 100 обращений от граждан, проживающих в г. Н.Новгороде и Нижегородской области на нарушения их прав. Обращения заявлены на различные темы, такие как розничная торговля
(на продажу технически-сложных товаров, в которых обнаружены дефекты),
в том числе на продажу некачественных продуктов питания, услуги связи, в том числе на услуги почты, финансовые, транспортные услуги, бытовое обслуживание и другие сферы деятельности. На все обращения, поступившие в виртуальную приемную, даны ответы.

В Нижегородской области реализуется «пилотный» проект по консультированию потребителей через МФЦ. Организована работа
7 консультационных пунктов при МФЦ: г. Н.Новгород (ул.Славянская, ул. Литвинова), г. Дзержинск, г. Арзамас, г. Павлово, г. Выкса, г. Городец. С мая
2017 года по май 2018 года дано около 300 консультаций.

Учитывая социальную значимость и важность обеспечения доступности в решении вопросов защиты потребителей, ежегодно будет проводиться рейтинговая оценка деятельности системы органов в сфере защиты прав потребителей по обеспечению защиты потребителей, в соответствии с которой работа системы органов в этом направлении оценивается как «эффективная», «удовлетворительная» или «неэффективная».

Одной из причин, порождающей многочисленные нарушения прав потребителей, является низкая правовая и финансовая грамотность населения и хозяйствующих субъектов, а также недостаточная информированность граждан о механизмах реализации своих прав. В этой связи средства массовой информации несут одну из ключевых функций по просвещению потребителей. Планируется, что системой органов в сфере защиты прав потребителей в средствах массовой информации будут систематически размещаться информационные материалы, касающиеся вопросов защиты прав потребителей.

Данная работа приобретает особую актуальность потому, что в настоящее время маркетинговые стратегии направлены на управление поведением потребителя, которое не всегда является рациональным.

В настоящее время изготовители и продавцы товаров (услуг) пытаются достигнуть рыночного преимущества, в основном, не через освоение новой продукции и повышение ее качества, а через снижение себестоимости товаров (услуг) и применение психологических механизмов мотивации потребителя к приобретению конкретной продукции.

Таким образом, с учетом снижения административных барьеров, риск реализации на потребительском рынке товаров (работ, услуг), не соответствующих обязательным требованиям, по-прежнему остается высоким.

Для обеспечения дополнительных гарантий реализации права потребителей на приобретение продукции, соответствующей требованиям технических регламентов, выявления опасных, некачественных, контрафактных товаров, реализуемых на потребительском рынке, выявления продукции с наилучшими потребительскими свойствами необходимо организовать работу по проведению независимых потребительских экспертиз и сравнительных исследований товаров (работ, услуг).

Поскольку предупреждение нарушения прав потребителей не может быть достигнуто только через реализацию контрольно-надзорных функций, важнейшим направлением деятельности является применение мер превентивного характера, направленных на повышение правовой и финансовой грамотности и социальной ответственности хозяйствующих субъектов и информированности потребителей об их правах и механизмах защиты этих прав.

В связи с этим важное место в вопросах обеспечения и защиты прав потребителей занимает внедрение и развитие дополнительных образовательных программ в области защиты прав потребителей. Для повышения мотивации к углубленному изучению данных вопросов организуется проведение олимпиад и конкурсов среди обучающихся общеобразовательных учреждений, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования.

С учетом комплексного характера проблематики наиболее эффективным подходом к реализации мероприятий по обеспечению защиты прав потребителей является программно-целевой подход.

Реализация мероприятий Программы позволит повысить социальную защищенность граждан, обеспечит сбалансированную защиту интересов потребителей и повысит качество жизни жителей Нижегородской области.

2.2. Цели, задачи государственной программы

Исходя из приоритетов государственной политики сформулирована
цель Программы — развитие системы защиты прав потребителей в Нижегородской области, направленной на минимизацию рисков нарушения законных прав и интересов потребителей и обеспечение необходимых условий для их эффективной защиты.

Основные задачи Программы:

— повышение уровня правовой и финансовой грамотности и формирование у населения навыков рационального потребительского поведения;

— повышение доступности правовой и экспертной помощи для потребителей, в первую очередь для наиболее уязвимых категорий;

— создание эффективной системы оперативного обмена информацией в сфере защиты прав потребителей, включая информирование потребителей о качестве предлагаемых товаров, работ и услуг;

— систематическая оценка состояния потребительского рынка и системы защиты прав потребителей;

— повышение уровня социальной ответственности, правовой и финансовой грамотности хозяйствующих субъектов, работающих на потребительском рынке;

— содействие ОМСУ, общественным организациям в решении задач по защите прав потребителей;

— развитие системы подготовки и повышения квалификации кадров, работающих в сфере защиты прав потребителей;

— создание условий для повышения качества и безопасности реализуемых товаров, работ и услуг;

— обеспечение защиты прав потребителей особенно наиболее уязвимых категорий;

— развитие институтов досудебного урегулирования споров в сфере защиты прав потребителей (в том числе, институтов медиации, омбудсмена).

В конечном итоге успешная реализация мероприятий Программы позволит:

— развить сеть общественных приемных по вопросам защиты прав потребителей в регионе для оказания населению бесплатной консультационной помощи (в том числе, за счет организации консультирования на базе МФЦ);

— обеспечить сбалансированность региональной системы защиты прав потребителей за счет взаимодействия органов государственной власти всех уровней, ОМСУ и общественных организаций и обеспечения комплексного подхода к защите прав потребителей;

— повысить уровень доступности информации о правах потребителя и механизмах их защиты, установленных законодательством Российской Федерации;

— повысить правовую и финансовую грамотность населения за счет увеличения доли мероприятий информационно-просветительского характера, направленных на просвещение и информирование потребителей;

- уменьшить количество нарушений законодательства в сфере потребительского рынка, повышение уровня защищенности потребителей от действий недобросовестных продавцов, производителей товаров, исполнителей услуг (работ) посредством комплекса мер, направленных на предупреждение нарушений прав потребителей;

— повысить активность и эффективность деятельности общественных организаций и ОМСУ по защите прав потребителей;

— увеличить количество фактов добровольного удовлетворения законных требований потребителей продавцами (исполнителями), в том числе, с применением процедуры медиации.

2.3. Сроки и этапы реализации государственной программы

Сроки реализации Программы 2019—2021годы.

Программа реализуется в один этап.

2.4. Перечень основных мероприятий государственной программы

Информация об основных мероприятиях Программы представлена
в таблице 1.

Таблица 1. Перечень основных мероприятий

государственной программы

№ п/п

Наименование мероприятия

Категория расходов (кап. вложения, НИОКР и прочие расходы)

Сроки выполнения (годы)

Исполнители мероприятия

Объем финансирования (по годам) за счет средств областного бюджета, тыс. руб.

2019

2020

2021

Всего

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Цель государственной программы: развитие системы защиты прав потребителей в Нижегородской области, направленной на минимизацию рисков нарушения законных прав и интересов потребителей и обеспечение необходимых условий для их эффективной защиты

6000

6020

6020

18040

Основное мероприятие 1. Укрепление региональной системы защиты прав потребителей

Прочие расходы

2019—2021

МПТП НО

0

0

0

0

Основное мероприятие 2. Информационное обеспечение потребителей. Просвещение и популяризация вопросов защиты прав потребителей

Прочие расходы

2019—2021

МПТП НО

5285

5295

5295

15875

Основное мероприятие 3. Профилактика правонарушений в сфере защиты прав потребителей

Прочие расходы

2019—2021

МПТП НО

555

565

565

1685

Основное мероприятие 4. Мониторинг состояния потребительского рынка и системы защиты прав потребителей

Прочие расходы

2019—2021

МПТП НО

0

0

0

0

Основное мероприятие 5. Совершенствование механизмов защиты прав потребителей

Прочие расходы

2019—2021

МПТП НО

160

160

160

480

МПТП НО — министерство промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области.

2.5. Индикаторы достижения цели и непосредственные результаты реализации государственной программы

Индикаторы достижения цели и непосредственные результаты реализации Программы представлены в таблице 2.

Таблица 2. Сведения об индикаторах

и непосредственных результатах

№ п/п

Наименование индикатора/непосредственного результата

Ед. изм.

Значение индикатора/непосредственного результата

2019

2020

2021

1

2

3

4

5

6

государственная программа «Обеспечение защиты прав потребителей

в Нижегородской области"

индикаторы

1

Количество органов и организаций, входящих в систему защиты прав потребителей, в расчете на 100 тыс. населения Нижегородской области

ед.

1,3

1,6

1,9

2

Количество муниципальных образований Нижегородской области, в которых оказываются бесплатные консультационные услуги в сфере защиты прав потребителей

ед.

28

37

47

3

Количество консультаций в сфере защиты прав потребителей на 100 тыс. человек

ед.

430

550

630

4

Количество распространенных печатных информационных материалов (буклетов, памяток, брошюр, плакатов и др.), направленных на повышение потребительской грамотности

ед.

25000

30000

35000

5

Количество публикаций и сообщений в средствах массовой информации, направленных на повышение потребительской грамотности

ед.

2500

2700

3000

6

Уровень правовой и финансовой грамотности населения в сфере защиты прав потребителей (по результатам опросов потребителей)

%

50

65

75

7

Доля удовлетворенных исков в общем количестве исков, поданных государственным органом, уполномоченным на защиту прав потребителей, в защиту неопределенного круга потребителей и (или) коллективных исков

%

82,5[*]

82,5*

82,5*

8

Доля удовлетворенных исков в общем количестве исков, поданных государственным органом, уполномоченным на защиту прав потребителей, в защиту конкретного потребителя

%

85*

85*

85*

9

Удельный вес продукции, реализуемой на территории Нижегородской области, не соответствующей требованиям качества и безопасности по результатам лабораторных исследований (от общего объема исследованной продукции), проводимых государственным органом, уполномоченным на защиту прав потребителей

%

1,0

0,9

0,8

10

Количество пунктов МФЦ по консультированию в сфере защиты прав потребителей

ед.

7

12

15

непосредственные результаты

1

Количество разработанных методических рекомендаций

ед.

2

4

4

2

Количество бесплатных консультаций

ед.

11610

14850

17010

3

Количество ОМСУ, разработавших проект муниципальных программ

ед.

2

24

26

4

Количество публикаций и сообщений в СМИ, направленных на повышение потребительской грамотности

ед.

2500

2700

3000

5

Количество телепередач

ед.

65

(+26)

65

(+26)

65

(+26)

6

Количество открытых горячих линий по вопросам защиты прав потребителей

ед.

15

17

19

7

Количество распространенных печатных информационных материалов для потребителей

ед.

12500

15000

17500

8

Количество мероприятий для учащихся

ед.

100

130

160

9

Количество распространенных печатных информационных материалов для хозяйствующих субъектов

ед.

12500

15000

17500

10

Количество семинаров для хозяйствующих субъектов

ед.

12

12

12

11

Количество опрошенных потребителей

ед.

1000

6000

7000

12

Удельный вес продукции, не соответствующей требованиям качества и безопасности

1

0,9

0,8

13

Доля оцененных обращений по защите прав потребителей

%

100

100

100

14

Количество проведенных обучающих семинаров для ОМСУ и МФЦ

ед.

4

4

4

2.6. Меры правового регулирования государственной программы

Принятие новых нормативно-правовых актов для реализации Программы не планируется.

2.7. Предоставление субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов Нижегородской области

Предоставление субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов Нижегородской области на реализацию муниципальных программ, направленных на достижение целей, соответствующих государственной программе, в рамках реализации Программы не предусмотрено.

2.8. Участие в реализации государственной программы государственных унитарных предприятий, акционерных обществ с участием Нижегородской области, общественных, научных и иных организаций, а также внебюджетных фондов

Участие в реализации Программы государственных унитарных предприятий, акционерных обществ с участием Нижегородской области, общественных, научных и иных организаций, а также внебюджетных фондов не предусмотрено.

2.9. Обоснование объема финансовых ресурсов

Объемы финансирования мероприятий Программы уточняются ежегодно при формировании областного бюджета на очередной финансовый год и на плановый период.

Информация по ресурсному обеспечению государственной программы за счет средств областного бюджета (с расшифровкой по главным распорядителям средств областного бюджета, основным мероприятиям подпрограмм, а также по годам реализации государственной программы) отражена в таблицах 3−4 Программы.

Таблица 3. Ресурсное обеспечение реализации

государственной программы за счет средств

областного бюджета

Статус

Наименование государственной программы, подпрограммы государственной программы

Государственный заказчик-координатор, соисполнители

Расходы (тыс. руб.), годы

2019

2020

2021

Всего

1

2

3

4

5

6

7

Наименование государственной программы «Обеспечение защиты прав потребителей

в Нижегородской области"

государственный заказчик-координатор

Минпромторг НО

6000

6020

6020

18040

Таблица 4. Прогнозная оценка расходов на реализацию

государственной программы за счет всех источников

Статус

Наименование подпрограммы

Источники финансирования

Оценка расходов (тыс. руб.), годы

2019

2020

2021

Всего

1

2

3

4

5

6

7

Наименование государственной программы «Обеспечение защиты прав потребителей

в Нижегородской области"

Всего, в т. ч.

7840

7860

7860

23560

расходы областного бюджета

6000

6020

6020

18040

расходы местных бюджетов

-

-

-

-

расходы государственных внебюджетных фондов Российской Федерации

-

-

-

-

расходы территориальных государственных внебюджетных фондов

-

-

-

-

федеральный бюджет

-

-

-

-

юридические лица и индивидуальные предприниматели

-

-

-

-

прочие источники (собственные средства населения и др.)

-

-

-

-

Основное мероприятие 1. Укрепление региональной системы защиты прав потребителей

Всего, в т. ч.

0

0

0

0

расходы областного бюджета

0

0

0

0

расходы местных бюджетов

-

-

-

-

расходы государственных внебюджетных фондов Российской Федерации

-

-

-

-

расходы территориальных государственных внебюджетных фондов

-

-

-

-

федеральный бюджет

-

-

-

-

юридические лица и индивидуальные предприниматели

-

-

-

-

прочие источники (собственные средства населения и др.)

-

-

-

-

Основное мероприятие 2. Информационное обеспечение потребителей. Просвещение и популяризация вопросов защиты прав потребителей

Всего, в т. ч.

7125

7135

7135

21395

расходы областного бюджета

5285

5295

5295

1575

расходы местных бюджетов

-

-

-

-

расходы государственных внебюджетных фондов Российской Федерации

-

-

-

-

расходы территориальных государственных внебюджетных фондов

-

-

-

-

федеральный бюджет

-

-

-

-

юридические лица и индивидуальные предприниматели

-

-

-

-

прочие источники (собственные средства населения и др.)

1840

1840

1840

5520

Основное мероприятие 3. Профилактика правонарушений в сфере защиты прав потребителей

Всего, в т. ч.

555

565

565

1685

расходы областного бюджета

555

565

565

1685

расходы местных бюджетов

-

-

-

-

расходы государственных внебюджетных фондов Российской Федерации

-

-

-

-

расходы территориальных государственных внебюджетных фондов

-

-

-

-

федеральный бюджет

-

-

-

-

юридические лица и индивидуальные предприниматели

-

-

-

-

прочие источники (собственные средства населения и др.)

-

-

-

-

Основное мероприятие 4. Мониторинг состояния потребительского рынка и системы защиты прав потребителей

Всего, в т. ч.

0

0

0

0

расходы областного бюджета

0

0

0

0

расходы местных бюджетов

-

-

-

-

расходы государственных внебюджетных фондов Российской Федерации

-

-

-

-

расходы территориальных государственных внебюджетных фондов

-

-

-

-

федеральный бюджет

-

-

-

-

юридические лица и индивидуальные предприниматели

-

-

-

-

прочие источники (собственные средства населения и др.)

-

-

-

-

Основное мероприятие 5. Совершенствование механизмов защиты прав потребителей

Всего, в т. ч.

160

160

160

480

расходы областного бюджета

160

160

160

480

расходы местных бюджетов

-

-

-

-

расходы государственных внебюджетных фондов Российской Федерации

-

-

-

-

расходы территориальных государственных внебюджетных фондов

-

-

-

-

федеральный бюджет

-

-

-

-

юридические лица и индивидуальные предприниматели

-

-

-

-

прочие источники (собственные средства населения и др.)

-

-

-

-

Обеспечение реализации государственной программы предусмотрено в постановлении Правительства Нижегородской области от 29 апреля 2014 г.
№ 290 «Об утверждении государственной программы «Об утверждении государственной программы «Развитие предпринимательства Нижегородской области».

2.10. Анализ рисков реализации государственной программы

Правовые риски

Правовые риски связаны с изменением федерального и регионального законодательства, длительностью формирования нормативной правовой базы, необходимой для эффективной реализации Программы. Это может привести к существенному увеличению планируемых сроков или изменению условий реализации мероприятий Программы.

Для минимизации воздействия данной группы рисков планируется:

— на этапе разработки проектов документов привлекать к их обсуждению основные заинтересованные стороны, которые впоследствии должны принять участие в их согласовании;

— проводить мониторинг планируемых изменений в федеральном и региональном законодательстве.

Финансовые риски

Финансовые риски связаны с возникновением бюджетного дефицита и недостаточным, что может повлечь недофинансирование, сокращение или прекращение программных мероприятий.

Способами ограничения финансовых рисков выступают:

— ежегодное уточнение объемов финансовых средств, предусмотренных на реализацию мероприятий Программы, в зависимости от достигнутых результатов;

— определение приоритетов для первоочередного финансирования;

— планирование бюджетных расходов с применением методик оценки эффективности бюджетных расходов.

Административные риски

Риски данной группы связаны с неэффективным управлением реализацией Программы, низкой эффективностью взаимодействия заинтересованных сторон, что может повлечь за собой потерю управляемости, нарушение планируемых сроков реализации Программы, невыполнение ее цели и задач, недостижение плановых значений показателей, снижение эффективности использования ресурсов и качества выполнения мероприятий Программы.

Основными условиями минимизации административных рисков являются:

— формирование эффективной системы управления реализацией Программы;

— повышение эффективности взаимодействия участников реализации Подпрограммы;

— заключение и контроль реализации соглашений о взаимодействии с заинтересованными сторонами;

— регулярный мониторинг реализации и своевременная корректировка мероприятий Программы.

3. Подпрограммы государственной программы

В соответствии с методическими рекомендациями по разработке и реализации региональных программ по обеспечению прав потребителей, разработанных Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в соответствии с пунктом 6 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации от 18 апреля 2017 г.
№ Пр-1004ГС, принятие подпрограмм в рамках государственной программы не предусмотрено.

4. Оценка планируемой эффективности государственной программы

В соответствии с методическими рекомендациями по разработке и реализации региональных программ по обеспечению прав потребителей, разработанных Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в соответствии с пунктом 6 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации от 18 апреля 2017 г.
№ Пр-1004ГС эффективность Программы определяется на основании степени выполнения целевых показателей, основных мероприятий и оценки бюджетной эффективности Программы.

I. Степень достижения целевых показателей Программы осуществляется по нижеприведенным формулам.

В отношении показателя, большее значение которого отражает большую эффективность, — по формуле:

Эп = ИДп/ИЦп

где Эп — эффективность хода реализации целевого показателя Программы;

ИДп — фактическое значение показателя, достигнутого в ходе реализации Программы;

ИЦп — целевое значение показателя, утвержденного Программой.

Если эффективность целевого показателя Программы составляет более 1, при расчете суммарной эффективности, эффективность по данному показателю принимается за 1.

В отношении показателя, меньшее значение которого отражает большую эффективность, — по формуле:

Эп = ИЦп /ИДп

где Эп — эффективность хода реализации целевого показателя Программы;

ИЦп — целевое значение показателя, утвержденного Программой;

ИДп — фактическое значение показателя, достигнутого в ходе реализации Программы.

Если эффективность целевого показателя Программы составляет более 1, при расчете суммарной эффективности, эффективность по данному показателю принимается за 1.

В отношении показателя, исполнение которого оценивается как наступление или ненаступление события, за 1 принимается наступление события, за 0 — ненаступление события.

Суммарная оценка степени достижения целевых показателей Программы определяется по формуле:

,

где Эо — суммарная оценка степени достижения целевых показателей Программы;

Эп — эффективность хода реализации целевого показателя Программы;

i — номер показателя Программы;

n — количество целевых показателей Программы.

Если суммарная оценка степени достижения целевых показателей Программы составляет 0,85 и выше, это характеризует высокий уровень эффективности реализации Программы по степени достижения целевых показателей.

Если суммарная оценка степени достижения целевых показателей Программы составляет от 0,65 до 0,85, это характеризует удовлетворительный уровень эффективности реализации Программы по степени достижения целевых показателей.

Если суммарная оценка степени достижения целевых показателей Программы составляет менее 0,65, это характеризует низкий уровень эффективности реализации Программы по степени достижения целевых показателей.

II. Степень реализации основных мероприятий, финансируемых за счет всех источников финансирования, оценивается как доля основных мероприятий, выполненных в полном объеме, по следующей формуле:

СРом = Мв / М,

где СРом — степень реализации основных мероприятий;

Мв — количество основных мероприятий, выполненных в полном объеме, из числа основных мероприятий, запланированных к реализации в отчетном году;

М — общее количество основных мероприятий, запланированных к реализации в отчетном году.

Основное мероприятие может считаться выполненным в полном объеме при достижении следующих результатов:

основное мероприятие, результаты которого оцениваются на основании числовых (в абсолютных или относительных величинах) значений показателей (индикаторов), считается выполненным в полном объеме, если фактически достигнутое значение показателя (индикатора) составляет 85 и выше процентов от запланированного. В том случае, когда для описания результатов реализации основного мероприятия используется несколько показателей (индикаторов), для оценки степени реализации основного мероприятия используется среднее арифметическое значение отношений фактических значений показателей к запланированным значениям;

по иным основным мероприятиям результаты реализации оцениваются как наступление или ненаступление контрольного события (событий) и (или) достижение качественного результата.

Если суммарная оценка степени реализации основных мероприятий Программы составляет 0,85 и выше, это характеризует высокий уровень эффективности реализации Программы по степени реализации основных мероприятий.

Если суммарная оценка степени реализации основных мероприятий Программы составляет от 0,65 до 0,85, это характеризует удовлетворительный уровень эффективности реализации Программы по степени реализации основных мероприятий.

Если суммарная оценка степени реализации основных мероприятий Программы составляет менее 0,65, это характеризует низкий уровень эффективности реализации Программы по степени реализации основных мероприятий.

III. Бюджетная эффективность реализации Программы рассчитывается в несколько этапов:

1. Степень реализации основных мероприятий (далее — мероприятий), финансируемых за счет средств регионального бюджета, безвозмездных поступлений в региональный бюджет и местных бюджетов, оценивается как доля мероприятий, выполненных в полном объеме, по следующей формуле:

СРм = Мв / М,

где СРм — степень реализации мероприятий;

Мв — количество мероприятий, выполненных в полном объеме, из числа мероприятий, запланированных к реализации в отчетном году;

М — общее количество мероприятий, запланированных к реализации в отчетном году.

Мероприятие может считаться выполненным в полном объеме при достижении следующих результатов:

мероприятие, результаты которого оцениваются на основании числовых
(в абсолютных или относительных величинах) значений показателей (индикаторов), считается выполненным в полном объеме, если фактически достигнутое значение показателя (индикатора) составляет 85 и выше процентов от запланированного. В том случае, когда для описания результатов реализации мероприятия используется несколько показателей (индикаторов), для оценки степени реализации мероприятия используется среднее арифметическое значение отношений фактических значений показателей к запланированным значениям, выраженное в процентах;

по иным мероприятиям результаты реализации оцениваются как наступление или ненаступление контрольного события (событий) и (или) достижение качественного результата.

2. Степень соответствия запланированному уровню расходов за счет средств регионального бюджета, безвозмездных поступлений в региональный бюджет и местных бюджетов оценивается как отношение фактически произведенных в отчетном году бюджетных расходов на реализацию Программы к их плановым значениям по следующей формуле:

ССуз = Зф / Зп,

где ССуз — степень соответствия запланированному уровню расходов;

Зф — фактические бюджетные расходы на реализацию Программы в отчетном году;

Зп — плановые бюджетные ассигнования на реализацию Программы в отчетном году.

3. Эффективность использования средств регионального бюджета рассчитывается как отношение степени реализации мероприятий к степени соответствия запланированному уровню расходов за счет средств регионального бюджета, безвозмездных поступлений в региональный бюджет и местных бюджетов по следующей формуле:

Эис = СРм/ССуз

где: Эис — эффективность использования финансовых ресурсов на реализацию Программы;

СРм — степень реализации всех мероприятий Программы;

ССуз — степень соответствия запланированному уровню расходов из регионального бюджета.

Бюджетная эффективность реализации Программы признается:

высокой, в случае если значение Эис составляет 0,85 и выше;

удовлетворительной, в случае если значение Эис составляет от 0,65 до 0,85;

низкой, в случае если значение Эис составляет менее 0,65.

Для оценки эффективности реализации Программы применяются следующие коэффициенты значимости:

степень достижения целевых показателей — 0,5;

реализация основных мероприятий — 0,3;

бюджетная эффективность — 0,2.

Уровень реализации Программы в целом оценивается по формуле:

УРпр = Эо * 0,5 + СРом * 0,3 + Эис * 0,2.

Уровень реализации Программы в отчетном году признается высоким, если УРпр составляет 0,85 и выше;

Уровень реализации Программы в отчетном году признается удовлетворительным, если УРпр составляет от 0,65 до 0,85;

Уровень реализации Программы в отчетном году признается низким если УРпр составляет менее 0,65.



[*] - в соответствии со Стратегией государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 28 августа 2017 г. № 1837-р).

Скачать документ

Дата публикации

7 ноября 2018, 15:23

Поделиться в соцсетях