Шрифт: Arial Times
Размер: A A A
Интервал: AA AA AA
Цвета: Ц Ц Ц Ц Ц

17 августа 2018, пятница

Версия сайта для слабовидящих Основная
версия сайта

Меню

Конкурсные работы курсантов Школы деловой журналистики о ЗНТ

Конкурсные работы курсантов Школы деловой журналистики о ЗНТ

Завод «Нижегородский теплоход», Школа деловой журналистики Министерства промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области и журнал «Корабел.Ру» объявили победителей конкурса журналистского мастерства

Завод «Нижегородский теплоход», Школа деловой журналистики Министерства промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области и журнал «Корабел.Ру» объявили победителей конкурса журналистского мастерства. Первое место в конкурсе журналистского мастерства единодушно было присуждено Ксении Трусовой за материал «Зима» в разгаре мая…". Второе место заняла Ирина Маслова за репортаж «Плывём в нужном направлении». Третье место судейская комиссия отдала Ольге Афанасьевой за работу «Первый пошел!». Так же организаторы конкурса благодарят за участие Данилу Лазарева, Ольгу Щипакину, Надежду Таланову. Здесь мы публикуем все работы начинающих журналистов, а материал Ольги Афанасьевой выйдет в июньском номере журнала «Корабел».

«Зима» в разгаре мая как фейерверк средь бела дня: торжественно и реально

Ксения Трусова

Уникальный, не имеющий аналогов в России гидрографический катер спущен на воду со стапеля завода «Нижегородский теплоход». «Георгий Зима» — головное судно проекта. В день торжественной церемонии спуска также состоялось крещение первого катера проекта и закладка еще двух судов.

Кабы не было «Зимы»…

«Он никакой воды еще не видел, кроме небесной дождевой» — рассказывает о первенце проекта 23040 Г главный строитель ЗНТ Игорь Орлов. Головной гидрографический катер нового поколения «Георгий Зима» вот-вот впервые соприкоснется с водой. На заводе этого события ждали два года — с момента подписания контракта, а на флоте — и того больше. Ведь те гидрографические катера, что сейчас на службе ВМФ, были построены более 40 лет назад, и, по словам Сергея Травина — начальника управления навигации и океанографии Министерства обороны РФ, вообще не имели такого оборудования, каким оснащен «Георгий Зима»: «Здесь есть многолучевой эхолот, который позволяет практически мгновенно получить результат глубины. То есть, мы видим, какая глубина находится под этим катером, и можем её тут же нанести на навигационную карту, тем самым поддерживая безопасность мореплавания»

Его длина — 30 метров — чуть больше железнодорожного пассажирского вагона. А техническому оснащению позавидовал бы сам знаменитый гидрограф Георгий Зима, чье имя носит судно.

Экипаж будет состоять из 11 человек, включая капитана. Сейчас весь личный состав проходит обучение, чтобы к ноябрю быть готовым к службе на катере нового поколения: современное оборудование, которым он буквально нашпигован, предназначено для высокоточной съемки рельефа дна и обследования препятствий на глубине до 400 метров, а также для съемки эхолотом на глубине до 2 тысяч метров. С помощью этого катера будет проводиться доставка личного состава и ремонтных бригад, навигационно-гидрографическое обеспечение спасательных и поисковых операций, лоцманская проводка подводных лодок и крупнотоннажных кораблей.

Звонкий хлопок разбивает тишину ожидания — бутылка шампанского по традиции разбита о борт. «Ура!» — кричат судостроители. Оркестр заводит новую мелодию, в небо взлетают шары, а затем и фейерверк. Разноцветные перья разукрашивают безоблачную голубизну, а затем спускаются на землю маленькими парашютами — зрители в восторге: такое видят впервые. А гостей сегодня много — это представители и горадминистрации, и регионального минпромторга, и журналисты. Но, пожалуй, самый искренний восторг — в глазах внуков и правнуков Георгия Зимы, чьим именем названо судно. Они приехали на церемонию из Санкт-Петербурга. «Такое бывает только раз в жизни. И не в каждой жизни! — говорит Лада Зима, внучка Георгия Ивановича — У Георгия Зимы четверо внуков и девять правнуков. Здесь мы сегодня вшестером».

Капитан первого ранга Георгий Иванович Зима служил начальником гидрографичекой службы Балтийского флота, в годы Великой отечественной лично готовил «дорогу жизни» для блокадного Ленинграда и Таллинский переход по эвакуации основных сил Балтийского флота. Единственный внук Георгия Зимы — Денис — военный моряк уже в третьем поколении. Кстати, такое словосочетание «Георгия Зимы» сам Георгий Иванович бы не оценил. По словам внучки Лады, он не любил, когда склоняли его фамилию. Фамилия казацкая, и означает то же, что и слово «зима». «А было ли что-то зимнее в Вашем деде?» — интересуюсь у Лады — «Волосы! Я его, конечно, помню уже таким в летах, он был белый-белый! Ну и характер, конечно, был такой крутой!»

Катер «Георгий Зима» отправится на Балтийский флот, в порт города Ломоносов, где служил и тот, чьим именем он назван

Страницы новейшей истории

С середины 90-х борский завод переживал тяжелые времена, единичные заказы едва ли давали возможность «Нижегородскому теплоходу» держаться на плаву. В начале 2000-х было продано несколько цехов. В 2007 году предприятие получает заказ на проектирование и строительство буксира «Портовый-1» от корпорации «Норильский никель». Несмотря на многочисленные трудности, а именно — на отсутствие опыта, нехватку инженеров и технологий, заказ был выполнен качественно и в срок. Проект заставил борских корабелов поверить в свои силы.

Вскоре ЗНТ получает госзаказ на строительство водолазных катеров для Агентства морского и речного транспорта РФ, их построено 10. А всего за последние 10 лет полнокомплектного судостроения со стапеля завода сошло около 50 судов нового поколения различного назначения — это и ледокольные буксиры, и лоцмейстеры, и землесос, и даже плавучий причал. И, вот, теперь и гидрографические катера. «Это как родить ребенка. — рассказывает Дмитрий Андреев, начальник судостроительного производства — Только не через 9 месяцев, а через 10. Представьте, сначала не было ничего, был кусок железа, а потом поработали конструкторы, рабочие и получилось судно!» Головной катер проекта отправляется на достроечный причал, где строители будут производить пуско-наладочные работы. Первый катер «Александр Евланов» выведен из цеха и крещен. А еще два судна — «Владимир Козицкий» и «Борис Слободник» торжественно заложили в судостроительном цехе. Они будут готовы к следующему году. По словам управляющего директора предприятия Сергея Коновалова, заказы Министерства обороны — единственный источник финансирования и существования завода: «В планах Министерства обороны заложено около 30 таких гидрографических катеров, мы надеемся если не все, то значительную часть этой линейки взять на себя. У завода остаются свободные мощности и свободные ресурсы. Мы можем увеличить при наличии заказчика объемы производства в 2−3 раза. То есть 4−6 судов в год мы спускать способны»

Время строить флот

Сегодня суда производства борских корабелов несут службу, что называется, «и в горе и в радости». Водолазные катера можно увидеть и на парадах Победы, и в гражданских археологических экспедициях. Работало такое судно и в Черном море, после крушения самолета с оркестром Александрова в прошлом году. Потребность в таких катерах есть.

До 2022 года предприятие обеспечено заказами. При этом программа диверсификации оборонно-промышленного комплекса никак не скажется на строительстве водолазных и гидрографических судов, так как фактически это катера двойного назначения — гражданского и военного. Водолазные катера для Министерства обороны проекта 23040 имеют гражданского «брата-близнеца» проекта А160. То есть при желании судно может быть «переделано» под любого гражданского заказчика.

Строительство одного гидрографического катера обходится в несколько сотен миллионов рублей. Итоговая цена зависит от курса доллара и евро, так как техническое оснащение судна — это импортное оборудование. «Правительство работает по части импортозамещения, — рассказывает Сергей Коновалов, — мы сами ждем результатов этой работы, если появятся отечественные производители такого оборудования, то, мы, конечно, будем с ними работать, при условии высокого качества этого оборудования».

Одним из способов решения проблемы является создание на территории Нижегородской области судостроительного кластера. По словам министра промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области Максима Черкасова, одна из площадок кластера будет на территории завода «Нижегородский теплоход»: «Глава региона Глеб Никитин дал поручение о создании судостроительного кластера в Нижегородской области. Предприятия — участники кластера получат региональные налоговые льготы, в частности, по налогам на имущество и прибыль. Кроме того, правительство региона будет работать над получением федеральной поддержки. В ближайшие месяцы концепцию кластера обсудят вместе с нижегородскими корабелами. Проект предполагает и создание новых производств комплектующих на свободных площадках судостроительных предприятий региона. Мы пригласили все наши судостроительные предприятия участвовать в судостроительном кластере. Площади, которые есть у ЗНТ, можно использовать для привлечения новых резидентов для производства судового оборудования».

___________________________________________________

Плывем в нужном направлении

Ирина Маслова

В мае со стапелей ОАО «Завод Нижегородский Теплоход» сошел головной большой гидрографический катер «Георгий Зима», который стал первым в линейке гидрографических судов нового поколения. Он первый и все внимание приковано к нему.

«Рождения» БГК «Георгий Зима» на заводе ждали более двух лет.

— Это на самом деле, как родить ребёнка — только не через 9 месяцев, а через 10. Не было ничего. И вот, над куском железа поработали конструкторы, рабочие и получилось судно, да еще какое, — рассказывает начальник судостроительного производства ЗНТ Дмитрий Андреев.

Главный козырь ЗНТ — 30-метровый глубинный катер-разведчик разработан на основе водолазных катеров А 160 и 23040. И сегодня БГК «Георгий Зима» самый современный корабль среди всех судов управления навигации и океанографии.

Вступление катера «Георгий Зима» в состав Балтийского флота стало долгожданным событием. Катер построен по заказу Минобороны РФ и создан для глубинных работ. Оборонный заказ выполнен, судно впервые увидело воду и, совсем скоро отправится нести службу в городе Ломоносов Ленинградской области.

— Катер уникален. Во-первых, судно оснащено современным научно-исследовательским оборудованием, которое при желании можно использоваться в качестве разведывательного, во-вторых, по своей конструкции, катер удобен для жизни и работы экипажа, что сейчас является приоритетом в современном судостроительстве, — говорит о возможностях судна управляющий директор Завода «Нижегородский Теплоход» Сергей Михайлович Коновалов.

По своим техническим характеристикам проект 23040 Г существенно превосходит аналоги предыдущих поколений. Сегодня спуск головного катера проекта стало знаковым событием в истории борской судоверфи.

— Этот заказ, в буквальном смысле слова, позволил предприятию выжить. А получить заказ в свое время помогло правительство Нижегородской области. Сегодня ЗНТ — это современная судоверфь, имеющая опыт успешной реализации проектов полного цикла — от проектирования постройки до технического сопровождения судов. Предприятие обеспечено заказами до 2022 года. Кроме того, сейчас рассматриваются варианты участия предприятия в создаваемом нижегородском судостроительном кластере, — сообщил министр промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области Максим Черкасов.

Свое имя уникальный катер получил в честь Георгия Ивановича Зимы — капитана I ранга, гидрографа Балтийского флота, участника Великой Отечественной Войны, награжденного 7 орденами и 12 медалями.

На торжественном спуске на воду БГК «Георгий Зима» присутствовала семья Георгия Ивановича — его внуки и правнуки. Почетные гости приехали на борскую землю прямиком из Северной столицы.

— Чемоданы брошены, усталость с дороги забыта. На борту судна белым на черном «горит» имя нашего предка «Георгий Зима». Такое не просто раз в жизни бывает, такое и не каждую жизнь бывает, — говорит внучка военного гидрографа Лада Зима.

— Для нашей семьи это большая честь. Как только мы узнали, что новый катер будет носить имя нашего дедушки, мы решили связаться с заводом и приехать сюда, — рассказывает вторая внучка Юлия Ляцкая. — Наш дед возглавлял службу на Краснознаменном Балтийском флоте. Под его началом прокладывалась ладожская «дорога жизни», он руководил выводом кораблей через знаменитый Таллинский переход, когда нужно было спасти корабли для дальнейших военных действий. Дедушка умер, когда мне было всего 7 лет, но я помню его доброту и заботу. По стопам нашего предка пошли его дети — 3 сына Георгия Зимы стали военными гидрографами. В общем, жизнь нашей семьи тесно связана с морем и сегодняшний день стал для нас историческим.

Гордятся своим прадедом и его правнуки. Кстати, у Георгия Зимы их девять. Трое из них: Злата, Катя и Андрей сегодня тоже здесь.

— Я горжусь свои прадедом и тем, что его имя теперь носит такой большой и красивый корабль, — говорит двенадцатилетняя правнучка военного гидрографа Злата Ляцкая.

В присутствии официальных лиц, представителей Министерства обороны, сотрудников завода и гражданских специалистов судно готовят к спуску на воду. Большой головной катер «Георгий Зима» отшвартовался от берегов затона «Теплоход» в соответствии со всеми морскими традициями — о борт судна была разбита символическая бутылка шампанского.

В доброе мирное плавание катер отправила нареченная крестная мать. Ею стала супруга военно-морского офицера 3-го ранга в четвертом поколении Наталья Летницкая.

— Очень волнительный момент для меня. Если честно, руки тряслись от страха, — признается Наталья.

И вот, бутылка разбивается о форштевень. Люди аплодируют и скандируют «Ура!». Гремит оркестр, в небе взрываются залпы праздничного салюта. Звучит команда на спуск и судно медленно, под контролем судостроителей по стапелям спускается на воду. Вода «обнимает» борт корабля и большое стальное «тело» уверенно скользит по заводской акватории.

Внуки и правнучки внимательно смотрели на спуск корабля, читая на его борту свою фамилию, и, конечно, гордились. И мы гордились ничуть не меньше, ведь это наша нижегородская судоверфь умеет строить такие мощные катера, да еще по заказу Минобороны.

Впереди у судна «Георгий Зима» большие задачи — оно создано для съемки рельефа дна и обследования навигационных опасностей на глубинах до 400 метров. БГК «Георгий Зима» сможет проводить съемки рельефа дна однолучевым эхолотом на глубинах до 2000 метров, обслуживать плавучие знаки, доставлять личный состав и ремонтные бригады.

По словам начальника управления навигации и океанографии Министерства обороны РФ Сергея Травина, аппаратура на катере наисовременнейшая и будет выполнять широкий спектр задач. К примеру, многолучевой эхолот, позволяет практически мгновенно получить результат глубины. А само лоцманское судно необходимо для создания новых и корректировки действующих навигационных морских карт.

Всех секретов о возможностях корабля ни военные, ни конструкторы не раскрывают, но говорят, что морской гидрограф-разведчик, построенный на нижегородском судостроительном предприятии «ЗНТ» — один из самых современных катеров в своем классе.

— Такие заказы принципиально важны для завода. На данный момент заказ Минобороны единственный источник финансирования и существования завода. Строить суда для российского флота наша основная задача, — говорит Сергей Михайлович Коновалов.

Из волжского затона «Теплоход» отправились к месту постоянного базирования на Балтику и два катера аварийно-спасательного обеспечения. А Следом за БГК «Георгий Зимин» состоялся вывод из цеха и крещение второго гидрографического катера — БГК «Александр Евланов» (стр.№1202). Его спуск на воду состоялся в конце июня в рабочем порядке. Катер так же пополнит состав Балтийского флота и будет нести службу в городе Балтийск Ленинградской области.

На стапелях завода уже стоят очередное судно и несколько водолазных катеров. После спуска БГК «Георгия Зима», на заводе будет заложена следующая пара катеров проекта 23040 Г. У завода большое будущее.

— У нас свободные мощности и ресурсы, при соответствующем финансировании Минобороны или любого другого заказчика, мы можем увеличить объемы производства в два, даже в три раза. Предприятие развивается и стремится расширять линейку продукции. В планах Минобороны РФ заложено около 30-ти таких БГК и мы надеемся, что если не всю, пусть даже часть этой линейки взять на себя, — резюмирует управляющий директор ОАО ЗНТ Сергей Коновалов.

Затем в судостроительном цехе завода состоялась торжественная закладка гидрографических катеров «Владимир Козицкий» и «Борис Слободник» (№1203, 1204). Согласно контракту, они будут переданы заказчику в 2019 году.

За более чем 100-летнюю историю завода на левом берегу Волги были построены корабли и различные виды морской и речной техники: баржи, буксиры, плавучие краны, сухогрузы, понтоны… Настало время новых проектов, к которым завод и его сотрудники готовы на 100%. Готова к новым проектам и вся судостроительная отрасль региона — нижегородское правительство рассчитывает создать в регионе особую экономическую зону для предприятий судостроения. А это мощное развитие всех нижегородских корабелов и промышленности в целом.

___________________________________________________

Первый пошёл!

«Нижегородский Теплоход» завершает 10-летие полнокомплектного судостроения новым проектом

Ольга Афанасьева

«Как вы яхту назовёте, так она и поплывет!» — любил повторять придуманный писателем Андреем Некрасовым капитан Врунгель. И эта цитата не перестает быть актуальной. «Георгий Зима» — головной корабль проекта 23040 Г, первый в серии больших гидрографических катеров названный именем выдающегося гидрографа Балтийского флота, спущен на воду на заводе «Нижегородский Теплоход». Прекрасный, по-парадному, черно-белый корабль убран к празднику воздушными шарами и флагами. В небо взлетают цветные вспышки фейерверка, плавно спускаются на землю маленькие парашютики. Дети борских судостроителей, смеясь, щурясь от ласкового майского солнышка, бегут по берегу собирать их — кто больше! Духовой оркестр играет песни о Волге, и гости, от стариков до молодежи, напевают любимые с детства мотивы. Такое можно увидеть не каждый день — у каждого корабля такое бывает только один раз. Еще чуть-чуть и судно коснется воды, начнется его собственная судьба… Пока оставим его здесь, на подъемнике над волжским затоном. Медленно-медленно корабль будет погружаться в речную волну, а мы пока вернемся на сто лет назад и вспомним, как все начиналось.

107 лет в российском судостроении

В далеком 1911 году нижегородский промышленник Дмитрий Сироткин решил построить судостроительный завод. Начинающий судостроитель никак не мог найти подходящее место — непростая это задача. Не должен мешать сильный разлив реки во время половодья или не слишком высокий спуск, так как это дополнительные затраты. И вот именно здесь, на левом берегу Волги среди песчаных дюн, было выбрано идеальное место. Небольшое озерцо соединили каналом с Волгой — теперь это затон Теплоход. Здесь, в городе Бор был открыт завод «Нижегородский Теплоход», который одним из первых в Российской империи начал строить суда на жидком топливе — теплоходы. Название предприятия сохранилось и по сей день.

За плечами завода более ста лет огромного труда и опыта. Освоено производство речных и морских судов и самых разных видов техники: нефтеналивные баржи и буксиры, минные заградители и тральщики, плавучие краны, дноуглубительные суда, понтоны, паромы, шлюзовые ворота, наплавные мосты, сухогрузы, патрульные, прогулочные, рейдовые водолазные катера. Что бы ни происходило в стране, завод не останавливал работу. В военные годы теплоходцы трудились, как и вся страна, для фронта, для победы. Пока мужчины с оружием в руках защищали Родину, к станкам встали женщины и дети. История завода тесно переплелась с историей России и судьбами людей. В послевоенные годы «Нижегородский Теплоход» вернулся к мирному судостроению. Его продукция — плавучие краны и якоря были известны на весь СССР, не было ни одного порта, где не работали бы краны, построенные борским заводом.

10 лет полнокомплектного судостроения

Кризисное время для предприятия наступило в конце 90-х годов прошлого века. Когда многие предприятия судостроительной отрасли закрывались, на ЗНТ началась новая эпоха — здесь было запущено полнокомплектное судостроение, создание кораблей от первого чертежа и до последнего винтика. «Конечно, это был огромный риск, и мы не знали, сможем ли мы это сделать. У нас не было никакого опыта. Было только огромное общее желание сохранить завод любой ценой, — рассказывает управляющий директор завода Сергей Коновалов, — Для очень многих семей судостроителей это не пустые слова. Завод „Теплоход“ — легенда борской земли, и сейчас на заводе нет случайных людей. Многие работники - продолжатели судостроительных династий».

На сегодняшний момент завод занимается реализацией проектов полного цикла. На территории судоверфи расположено современное оборудование. На складе комплектации ведется автоматизированная приемка, учет и выдача оборудования и металлов. В корпусообрабатывающем цехе работают машины плазменной резки, которые позволяет добиваться высокой производительности и точности. В судостроительном цехе расположены краны с различной грузоподъемностью для быстрой и безопасной транспортировки секций и блоков. На заключительных этапах спуска судна в работе задействованы улучшенный стапель и спусковое устройство. Все это позволяет предприятию строить корабли максимальной массой до 1500 т. и максимальными габаритами до 130 метров в длину и 20 метров в ширину. Глубина канала позволяет проводить суда с осадкой до 2,1 метра. Максимальная загрузка предприятия — одновременное строительство 4−6 кораблей вспомогательного флота.

Все оборудование не имело бы смысла без тех людей, которые с ним работают. ЗНТ обеспечивает всех сотрудников питанием, оплачивает медицинское обслуживание при трудоустройстве и периодические медосмотры, начисляет доплату за вредные условия труда. По итогам 2017 года завод награжден в числе семи предприятий Нижегородской области, добросовестно соблюдающих трудовые права сотрудников.

Сами теплоходцы с гордостью и теплотой отзываются о своём труде и о заводе:

- Работа тяжелая, но приятная. И от неё получаешь массу удовольствия. Это как родить ребёнка. Не было ничего, был кусок железа. Конструктора поработали. Рабочие поработали. Получились роды, только через десять месяцев, а не через девять — шутит Дмитрий Андреев, начальник судостроительного производства. — Наш завод — это мини вервь европейского уровня. У нас новое оборудование. Воплощаем новые виды сварки в своём производстве.

_____________________

За последнее десятилетие, с 2008 года со стапелей сошло около пятидесяти судов различного назначения: земснаряды, буксиры, обстановочные суда, десять рейдовых водолазных катеров проекта А 160, двадцать рейдовых катеров комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040. В 2018 году завод открыл серию больших гидрографических катеров проекта 23040 Г.

Отдать команду на спуск!

«Первенец» проекта 23040 Г получил имя «Георгий Зима» (стр.№1201). Корабль назван в честь выдающегося гидрографа Балтики, начальника гидрографии Балтийского флота, участника Великой Отечественной Войны, человека, который участвовал в обеспечении Дороги жизни по льду Ладожского озера, награжденного 7 орденами и 12 медалями. После всех испытаний БГК «Георгий Зима» будет нести службу там же, на Балтике, в городе Ломоносов. На спуск корабля из Санкт-Петербурга приехала семья Георгия Зимы, его внуки и правнуки.

— Такое бывает только раз в жизни. И не в каждой жизни! - говорит Лада Зима, внучка Георгия Ивановича. — У Георгия Зимы четверо внуков и девять правнуков. Здесь мы сегодня вшестером.

— Я горжусь своим прадедом и тем, что его имя теперь носит такой большой и красивый корабль, — говорит правнучка Злата Ляцкая.

Следующим со стапеля ЗНТ сошел первый серийный катер проекта «Александр Евланов» (стр.№1202), названный в честь другого выдающегося гидрографа, контр-адмирала гидрографического флота, который совершил 25 дальних походов в Индийском и Атлантическом океане для изучения рельефа дна. Его наработками моряки пользуются до сих пор. БГК «Александр Евланов» будет служить в Балтийске Ленинградской области.

Одновременно с крещением двух первых катеров проекта состоялась торжественная закладка №1203 «Владимир Козицкий»" и №1204 «Борис Слободник». Согласно контракту, они будут переданы заказчику в 2019 году. Эта пара катеров строится для Черноморского флота.

ЗНТ готов сдавать до 6 кораблей в год

Со спуском головного катера нового проекта 23040 Г завод связывает большие надежды. Первоначальный контракт с Министерством обороны РФ включает шесть больших гидрографических катеров, однако, именно от головного корабля и от первого катера серии зависит, как будет развиваться судьба всего проекта в дальнейшем. По словам управляющего директора ЗНТ Сергея Коновалова, Минобороны планирует довести линейку до 30 катеров, и «Нижегородский Теплоход» надеется получить если не весь, то большую часть этого заказа.

Начальник управления навигации и океанографии Министерства обороны РФ, капитан 1 ранга Сергей Травин объяснил журналистам, почему выбор предприятия под этот проект пал на ЗНТ:

— У завода «Нижегородский Теплоход» традиционное качество изготовления. Это то предприятие, которое никогда не срывает сроки, и качество продукции соответствует всем мировым стандартам.

Проект 23040 Г — не совсем новинка. Это переработанный и адаптированный под нужды гидрографов водолазный катер проектов А 160 и 23040, которых с 2013 года построено 30 единиц. Корабли этих проектов служат во всех флотах нашей страны и зарекомендовали себя в качестве надежной и комфортной для экипажа техники.

Капитан РВК-1064 Андрей Катин так отзывается о своей рабочей лошадке:

— Катер за время работы (с ноября 2014 г.) показал себя с хорошей стороны. Ходовые качества и мореходность хорошие, катер попадал в большую волну и с достоинством возвращался к месту базирования. Бытовые условия нравятся членам экипажа, по их словам — практически как дома.

Эти слова подтверждают капитаны и других катеров. Корабли, которые строит завод «Нижегородский Теплоход» востребованы и служат людям во всех флотах страны:

— Мы научились строить самые современные корабли вспомогательного и технического флота, они ничем не уступают лучшим мировым аналогам, — говорит управляющий директор ЗНТ Сергей Коновалов. —  Мы гордимся тем, что наши корабли работают уже по всей стране и выполняют самые сложные работы там, где трудно, там, где случается какая-то беда.

Сегодня у завода «Нижегородский Теплоход» есть всё для полнокомплектного строительства надежных и комфортных кораблей вспомогательного и технического флота, и мы желаем предприятию развития, процветания и стабильной загрузки!

___________________________________________________

Безоружный воин

Данила Лазарев

Военно-морской флот России использует у себя на службе не только до зубов вооруженные крейсера и эсминцы, но и вполне обычные на первый взгляд суда, не особо отличающиеся по внешнему виду от рыболовецких шхун. К такому классу кораблей относятся гидрографические суда. Основными задачами подобных судов является исследование дна и течений, проведение картографической и радиолокационной съёмки берегов, а также возможны заборы проб грунта и воды. Ещё в обязанности гидрографических судов входят «лоцманские работы», а по простому — проводка более крупных судов по безопасному маршруту.

Если смотреть в общем, то гидрографические суда собирают информацию и создают карты дна и побережья морей, океанов и рек. Теперь становится более понятным, зачем ВМФ России безоружные суда. Все в соответствии с бессмертной фраза Уинстона Черчилля: «Тот кто владеет информацией, владеет миром»: точные карты обезопасят проходы кораблей и высадку десанта, да и мирным судам без проверенных маршрутов никуда.

Для меня стало новостью, что и в Нижегородской области строятся такие полезные и нужные суда. «Завод Нижегородский теплоход» (ЗНТ), по заказу ВМФ РФ построил и спустил на воду первый большой гидрографический катер проекта 23040 Г, второй будет спущен в скором времени и уже заложены ещё два, а в целом контракт подписан на 6 судов данного проекта. На спуск одного из них мне посчастливилось попасть. Спуск происходил 17 мая, со стапелей завода сходил первый головной катер «Георгий Зима». Имя катеру дано в честь Георгия Ивановича Зимы, капитана I ранга, ветерана великой отечественной войны, гидрографа Балтийского флота. Теперь капитан Зима снова вернётся на Балтику и продолжит свою службу уже как корабль. Следующее судно проекта, которое будет спущено на воду чуть позднее, получило имя другого выдающегося гидрографа Балтики — «Александр Евланов». Оба катера войдут в состав Балтийского флота ВМФ РФ, остальные четыре судна, будут распределены между другими флотами.

«Завод Нижегородский Теплоход» — одно из старейших предприятий в области, сейчас заводу уже 107 лет. Да, стапеля завода видели многое: и взлёты, и падения. Наблюдая сейчас за активной работой в забитом строящимися судами цехе, сложно поверить, что ещё 10 лет назад предприятие переживало сложный кризис, и в него уже никто не верил. Но упорство руководства завода и небезразличие рядовых работников, желание воскресить производство, дало свои плоды. С помощью правительства Нижегородской области в 2008 году, завод получил первый заказ. В данный момент основным заказчиком завода является министерство обороны. Со слов управляющего директора завода Сергея Коновалова заказы министерства обороны критически важны, они являются на данный момент единственным источником финансирования, благодаря им существует завод. Несмотря на загруженность производства, Сергей Коновалов отмечает, что завод имеет ещё свободные мощности и при необходимости может увеличить производство в два, а то и в три раза. Пока заказов достаточно, ведутся разработки новых проектов и с уверенностью можно сказать, что будущее у завода есть, славная история ЗНТ будет продолжаться.

___________________________________________________

«Над землею солнце светит, дует теплый ветерок…»

Надежда Таланова

Спуск судна на воду — знаменательное событие в жизни судна и трудовых буднях судостроителей. Но почему именно спуск на воду является знаменательным?

В один теплый майский день мне представилась возможность побывать на торжественном спуске гидрографического катера «Георгий Зима» на Заводе «Нижегородский Теплоход» в городе Бор. Признаться честно, я еще ни разу не была и не видела своими глазами, как происходит крещение судна и его спуск. В моей голове все происходило гораздо проще: вот бутылку взяли, разбили, корабль при этом уже находится в воде, и он уплывает без всяких торжеств. Но, оказалось, всё по-другому.

Это праздничный день для всего завода. Сотрудники, несмотря на то, что у них выходной, приехали с семьями, чтобы отметить важное для них событие. Было интересно наблюдать за рабочими, они скромно стояли, некоторые сидели на траве, другие наблюдали за церемонией с носа стоящего корабля и с гордостью оценивали результат своей работы.

Спуск торжественно отмечался в судостроении во все времена. Перед спуском судно должно пройти своеобразный «обряд крещения». И сегодня «крестная мать» в присутствии большого числа свидетелей разбивает о борт судна традиционную бутылку шампанского. Вообще считается, что женщина на корабле — к беде, а возле — она «крестная» и хранительница.

Кстати, я, почему-то, думала, что эту бутылку должны кидать, либо стоя рядом с кораблем ударить о борт — возможно такое представление было сформировано в детстве во время просмотра мультфильмов. Оказывается, все совсем не так. Бутылку привязали к длинному канату, закрепили сверху и свободный конец отдали «крестной матери». Она медленно натягивает его, было видно, как она волнуется. Все затаились в ожидании. И вот веревка и бутылка летят, и громким хлопком с брызгами во все стороны разбивается о борт корабля. Все аплодируют. Играет торжественная музыка и тут «Бам! Бам!» полетели в небо маленькие парашюты, затем салют! Причем, днем. Впервые наблюдала посреди белого дня салют. Глаза разбегались, не понимаешь, куда смотреть — вокруг столько интересного! А тут еще и шары воздушные выпустили в небо прямо с корабля! Вспышки фотокамер! Настроение у всех веселое, бегают дети и собирают уже упавшие на землю парашютики.

Традиция разбивать при спуске корабля бутылку шампанского пришла из Франции. Потому что пена от шампанского напоминает морскую.

Этот праздник запомнится гостям надолго, но особенно он запомнится внукам и правнукам Георгия Ивановича Зимы, в честь которого назвали это судно. Их окружили журналисты. Кто-то стеснялся, а кто-то охотно отвечал на вопросы и подробно рассказывал о своем деде. Было заметно, как их переполняет гордость за своего предка. И ведь правильно сказала внучка капитана, Лада Зима — «Такое бывает только раз в жизни. И не в каждой жизни!»

А теперь немного подробнее о главном виновнике торжества.

«Георгий Зима» — это стальной однопалубный самоходный катер, с кормовой оконечностью и расположением рабочей палубы, с алюминиевой одноярусной жилой надстройкой в средней части и ходовой рубкой. Предназначен для высокоточной площадной съёмки рельефа дна и обследования навигационных опасностей на глубинах до 400 метров, а также съемки рельефа дна однолучевым эхолотом на глубинах до 2000 метров.

Название катер получил в честь Георгия Ивановича Зимы — капитана первого ранга, начальника гидрографического отдела Краснознамённого Балтийского флота, участника Великой Отечественной Войны.

Семья Георгия специально приехала из Санкт-Петербурга, чтобы посмотреть, как корабль, названный именем их деда и прадеда, отправляется в дальний путь.

«Для нашей семьи это большая честь. Как только мы узнали, что новый катер будет носить имя нашего дедушки, мы решили связаться с заводом и приехать сюда», — сказала Юлия Ляцкая (внучка).

Гидрографический катер «Георгий Зима» войдет в состав Балтийского флота и будет нести службу в городе Ломоносов Ленинградской области.

Помимо родственников гордость испытывал и управляющий директор ЗНТ Сергей Коновалов — «Наш катер-гидрограф уникален. Во-первых, судно оснащено современным научно-исследовательским оборудованием, которое при желании можно использовать в качестве разведывательного, во-вторых, по своей конструкции катер удобен для жизни и работы экипажа, что в современном судостроении является приоритетом».

Начинается процесс спуска корабля на воду. Занимал он минут сорок и чтобы так долго не стоять на солнцепеке я с остальными гостями проследовала на завод. Помимо этого на предприятии состоялся вывод из цеха и крещение второго гидрографического катера — «Александр Евланов» — и торжественная закладка еще двух судов этой серии.

И все же почему это событие является знаменательным?

Изначально корабль строят в корабельных строительных доках, а затем после полной постройки и проверок его спускают по рельсам (или направляющим скользящим) на воду. Это поистине яркое представление. Ведь корабль еще ни разу не находился в воде, поэтому очень важно его спустить туда, где он как маленький ребенок должен будет сделать свои первые шаги только по воде, а не земле.

Я выхожу на улицу, а перед моими глазами предстает такая картина: голубое небо, чистая и такая же голубая вода, в которой отражаются лучи солнца, теплый ветер развивает мои волосы и новый катер «Георгий Зима» медленно подходит к причалу. Красиво и зрелищно.

Сегодня я наблюдала за тем, как начинает свой жизненный путь новое судно. Интересно было смотреть, как зашкаливали эмоции у всех приглашенных в этот день, организаторы суетились и приглашали на праздничный обед. Вот и я пойду, отдохну и выпью бокал шампанского за головной катер новой серии. Большому кораблю — большое плавание!

___________________________________________________

Такое бывает раз в жизни, да и не в каждой жизни!

Ольга Щипакина

«Такое бывает один раз в жизни, и не в каждой жизни!».

Эти слова сказала внучка Героя Советского союза Лада Зима своим детям, когда узнала, что в честь деда называют корабль — гидрографический катер нового поколения «Георгий Зима».

Спуск на воду корабля — это всегда праздник для завода и его работников, и особенное событие в жизни семьи, которая гордится свои предком.

Спуск нового судна на заводе «Нижегородский теплоход» проходил солнечным майским днем в окружении рабочих, гостей и родственников Героя Советского Союза Георгия Зима. Атмосфера праздника во всем: оркестр играет любимые композиции, катер в праздничном убранстве ожидает спуска, рабочие вышли из цеха и дети, как у Гайдара, бегают по берегу и радуются празднику.

Вот «Георгий Зима», ради которого праздник, а вот на стапелях готовится к спуску «Александр Евланов», а тем временем в цехе зарождаются 4 новых судна.

«В планах министерства обороны заложено около 30 больших гидрографических катеров. Мы надеемся если не все, то значительную часть этой линейки взять на себя, но очень важный момент будет после завершения ходовых испытаний головного судна. Если головное суда покажут себя в соответствии с тем проектом, который мы разработали, то мы будем вести переговоры по увеличению заказа министерства обороны от 6 до 10−12 гидрографических катеров», — директор завода «Нижегородский теплоход» Сергей Коновалов.

Назначение катера «Георгий Зима» обширно. Он способен делать съемку дна на глубине до 2000 м, оказывать лоцманское сопровождение подводным лодкам, обслуживать плавучие предостерегательные знаки, доставлять личный состав и оборудование до навигационных станций.

Катер имеет приличную автономность — 10 суток, он может проходить значительное для данного типа судна расстояние около 2000 км, это примерно, от Мурманска до Гренландии. Комфортабельные двухместные каюты позволяют экипажу с легкостью проходить дальние походы.

Классическая архитектурно-конструктивная модель судна позволяет оперативно и качественно ремонтировать и обслуживать его. Также на этом судне можно использовать большой перечень навесного оборудования от военного до подъемного крана, способный поднять груз до 1,7 тонны и даже, возможно переоборудовать судно для гражданских целей.

По словам министра промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области Максима Черкасова, за последние пять лет «Завод «Нижегородский теплоход» построил по заказу Министерства обороны 20 кораблей. Еще два катера строятся сейчас. «Этот заказ в буквальном смысле слова позволил предприятию выжить. А получить заказ в свое время помогло правительство Нижегородской области. Сегодня ЗНТ — это современная судоверфь, имеющая опыт успешной реализации проектов полного цикла — от проектирования постройки до технического сопровождения судов. Предприятие обеспечено заказами до 2022 года. Кроме того, сейчас рассматриваются варианты участия предприятия в создаваемом нижегородском судостроительном кластере», — сообщил министр.

Дата публикации

13 июля 2018, 11:52